...Дополнительный свет на феномен интегративности в случае
отдельного вида искусства (он же феномен "синестезийности"
в нашем толковании) проливает сопоставление мнений двух
русских музыковедов и художника, тоже русского, - Л. Сабанеева,
М. Гнессина и К. Юона.
Л. Сабанеев исключительно высоко оценивал значение
процесса взаимовлияния искусств. Следствием его он объяснял
наличие у каждого большого произведения способности вызывать
комплекс эстетических ассоциаций, мир которых неуловим и
таинствен. Называя это явление "аурой" (или "астральным
телом"), он считал, что именно она сообщает "большую часть
обаяния художественному восприятию". «Музыка имеет
"ауру" в области слова, в области светов, запахов форм и
образов; живопись – в области звуков и ароматов и т.д.,
вообще каждое искусство – в сферах ощущений, не затронутых
именно этим искусством». И далее: «...всякое
произведение синтетично, является соединением всех искусств.
И чем оно гениальнее, тем пространнее его "аура"... Я думаю,
– заключил он, – что большая часть произведения лежит в
его "ауре", а не в нем самом»
Несколько иначе смотрел на процесс взаимовлияния искусств
К. Юон. Признавая, что синтетическое, всеохватывающее, не
ограниченное мерой чувствование является наиболее полнокровным
родом переживаний, он предупреждал, однако, что "в сыром
и недисциплинированном виде эти переживания хаотичны и сумбурны",
а следовательно, если оценивать их строго, не имеют прямого
отношения к синтезу. "Синтетическое чувствование лишь там,
где одновременно соучаствуют знание, воображение и воля,
опыт жизни и разум". И далее, основываясь на таком понимании
синестезийности, он выдвигал следующую оценку процесса интегративности
на уровне отдельного вида искусства: "Каждое искусство,
движимое жаждой проявить наибольшую полноту своего призвания,
присваивает себе функции, более присущие соседнему с ним
искусству. В этих случаях оно справляется с этими функциями
лишь с относительным успехом, а иногда и не справляется
совсем. Периферия всякого искусства - неизбежное явление,
однако она не является его органической и центральной частью.
Язык каждого искусства на почве специфических черт, ему
одному свойственных, наиболее убедительно проявляется лишь
в центральных своих функциях. Чем чище язык искусства, тем
сильнее его действие и тем оно самостоятельнее.
Мнения Л. Сабанеева и К. Юона, как видим, полярны,
хотя они оба исходят из признания фактора взаимодействия
искусств. Противоположность оценок в данном случае есть
одно из очевидных свидетельств противоречивости протекания
данного процесса. Следовательно, этот процесс нужно рассматривать
диалектически, избегая односторонних интерпретаций его.
С этой точки зрения интерес представляет позиция М. Гнесина.
Он подтверждает наличие в каждом виде искусства "центра"
и "периферии", выдвигая понятие о так называемых "первичных"
и "предельных" свойствах, которые "равно составляют его
природу". Отмечая случаи возможного изменения роли "первичного"
и "предельного" в различные моменты существования того или
иного вида искусства, Гнесин пришел к весьма продуктивному
выводу: «Искусство, длительно пребывая в сфере первичного,
элементы его усыхают, первичное как бы обнажается в своей
сущности, вырождаясь в виртуозность формовки. "Сила самосохранения"
толкает тогда к области предельного. Здесь элементы вновь
обогащаются от "соседей", т.е. от того же человеческого
творчества, коренящегося ... в лоне природы- матери. В этот
период ярмо своего первичного ослабевает в искусстве (но
не уничтожается: новое рождается в трудностях сохранения
первичного при нажиме на предельное); но как только предельное
начинает грозить первичному, порабощением, та же "сила самосохранения"
или корневая сила обращает вновь обедневшее, зато и обогатившееся
искусство опять к его первичному«.
Вывод М. Гнесина обнажает суть скрытого от глаз процесса
опосредованного взаимодействия искусств не только друг с
другом, но и с социокультурной реальностью. Безостановочный
процесс развития искусств в областях "первичное" и "предельное"
сообщает архитектуре, живописи, музыке, танцу, театру и
другим художественным видообразованиям поразительную жизнеустойчивость.
В ходе данного процесса каждое искусство обменивается на
поприще художественного освоения мира опытом со всеми другими
искусствами, но при этом отнюдь не стремится к самоуничтожению,
к абсолютному отказу от своей специфики и своих границ,
а лишь постоянно самообновляется, как бы уподобляясь живой,
органической структуре, самоорганизующейся беспрестанно.
|
|
…Различна и оценка самого этого явления (взаимодействия
искусств – Б.Г.). Показательно, например, сопоставление
мнений трех русских теоретиков искусства нашего века, для
которого - как правильно предсказал Нордау - синтез искусств
стал уже практической проблемой, актуальной, как никогда.
Музыковед Л. Сабанеев считал, что любое произведение
искусства вызывает комплекс ассоциаций, мир которых неуловим
и таинственен. Он определяет их как "ауру" или "астральное
тело" произведения и утверждает, что именно наличие этой
"ауры" делает всякое произведение синтетическим и что именно
она, "аура", сообщает "большую часть обаяния художественному
восприятию". "Музыка имеет ауру, - по Сабанееву, - в области
слова, в области светов, запахов, форм и образов, живопись
- в области звуков и ароматов и т.д.; вообще, каждое искусство
- в сферах ощущений, не затронутых именно этим искусством".
Звуки симфонии или поэма всегда действуют в совокупности
с их "астральным телом", ореолом многообразных ассоциаций.
"В этом смысле, - считал Сабанеев, - всякое произведение
синтетично, является соединением всех искусств. И
ч е м о н о г е н и а л ь н е е,
т е м п р о с т р а н н е е
е г о "а у р а" ...
Я думаю, - пишет далее он, - что большая часть произведения
лежит в его "ауре", а не в нем самом" [326, с.22-23].
Сабанеев, как видно отсюда, не ограничивает область "астрального
тела" ни по качеству, ни по объему, но устанавливает прямую
пропорциональную зависимость между ценностью произведения
и способностью творца вызывать своим произведением "ауру".
Совсем иначе относится к тому, что Сабанеев называет "аурой",
художник и теоретик К. Юон. Признавая, что синтетическое
всеохватывающее чувствование является наиболее полноправным
видом переживания, он предупреждает, что "однако в сыром
и недисциплинированном виде эти переживания хаотичны и сумбурны.
Они безнадежно и часто безысходно волнуют, не имея своей
четкой целенаправленности и оформленного выхода... Синтетическое
чувствование лишь там, - пишет К. Юон, - где одновременно
соучаствуют знание, воображение и воля, опыт жизни и разум".
И в продолжение этих мыслей он выдвигает следующее положение:
"Каждое искусство, движимое жаждой проявить наибольшую полноту
своего призвания, присваивает себе функции, более присущие
соседнему с ним искусству. В этих случаях оно справляется
с этими функциями лишь с относительным успехом, а иногда
и не справляется совсем. Периферия всякого искусства - неизбежное
явление, однако она не является органической и центральной
его частью. Язык каждого искусства на почве специфических
черт, ему одному свойственных, наиболее убедительно проявляется
лишь в центральных своих функциях. Чем чище язык искусства,
тем сильнее его действие и тем оно самостоятельнее" [405,
с.50-51].
Мнения, как это видно отсюда, полярны, хотя оба исследователя
исходят из признания наличия пограничных взаимовлияний искусств.
По нашему мнению, ближе всего к истине находится музыковед
М. Гнесин, который рассматривает это взаимовлияние
не как статическое явление, а как процесс. Гнесин подтверждает
наличие в искусстве "центра" и "периферии", выдвигая понятия
так называемых "первичных" и "предельных" свойств искусства,
которые "р а в н о
с о с т а в л я ю т
е г о п р и р о д у"
(разрядка наша.- Б.Г.). В музыке, например, первичным
свойством он считает конструктивность, а к предельным относит
музыкально- изобразительные свойства.
Отмечая факты возможного изменения роли первичных и предельных
свойств в различные моменты его существования, Гнесин приходит
к следующему выводу; "Искусство, длительно пребывая в сфере
первичного, обедняется, элементы его усыхают, первичное
как бы обнажается в своей сущности, вырождаясь в виртуозность
формовки. Сила самосохранения (пока будем называть так эту
силу) толкает тогда искусство к области предельного. Здесь
элементы вновь обогащаются от "соседей", т.е. о т
т о г о ж е ч е л о в е ч е с к о г о
т в о р ч е с т в а
(разрядка наша.- Б.Г.), коренящегося в том же океане,
в лоне природы- матери. В этот период ярмо своего первичного
ослабевает в искусстве (но не уничтожается: новое рождается
в трудностях сохранения первичного при нажиме на предельное);
но как только предельное начинает грозить первичному полным
порабощением, та же "сила самосохранения" или корневая сила
обращает вновь обедневшее, зато и обогатившееся искусство
опять к его первичному" [132, с.29] 1.
При сравнении выводов Сабанеева, Юона и Гнесина выводы
последнего позволяют с большей убедительностью объяснить
такие, например, конкретные явления, как программный симфонизм
в музыке и творчество передвижников, импрессионизм в музыке
и в живописи. Гнесиным открыты и подчеркнуты динамичность,
обратимость и неисчерпаемость этого объективного
процесса развития искусства в области "первичное - предельное";
им объясняются природа и цели данного процесса.
___________________________________
1 Близок к Гнесину в
оценке этих процессов М. Каган, анализирующий явление
взаимовлияния искусств более подробно и с большей социальной
мотивированностью [175, с.388-396].
|