"Цветной слух", если судить формально, это частный случай синестезии,
конкретно - зрительно-слуховой, причем при ограничении визуального
компонента "межчувственной связи" одним только цветом (т.е. с
исключением пространственных, структурных элементов). Вместе с тем,
ввиду своей распространенности и привлекательности как объекта внимания
и рефлексии, ввиду броскости и экзотичности, загадочности (и
соответственно трудной доступности для скорого анализа) "цветной слух"
стал как бы синонимом самого понятия синестезии, наиболее полно воплощая
ее проблемность.
Одним из трюизмов, пусть и парадоксальных, кочующих из медицинских,
психологических изданий в философско-эстетические, из академических в
популярные, из материалистических в теософские (и наоборот) является
стыдливо-заискивающая, с долей удивления, констатация того, что
"подобной уникальной способностью видеть звуки и слышать цвета в
наиболее яркой, исключительной форме обладали композиторы Скрябин,
Римский-Корсаков, Чюрлёнис, Асафьев и Мессиан..." При этом полагается
само собой разумеющимся, что эти "чудесные" межчувственные связи носят
"навязчивый" и, более того, "врожденный" характер (т.е. характер
реального соощущения). Так ли это?
Авторы занимаются данной проблемой (пусть и в контексте интересов
искусства) более сорока лет, обсуждали ее на специальных секциях
"Цветной слух" всех пятнадцати организованных ими в Казани и Москве
всесоюзных, всероссийских и международных конференций "Свет и музыка".
Им принадлежит около половины всех публикаций о синестезии на русском
языке, где учтены и итоги анкетного опроса всех музыкантов и членов
других творческих союзов страны (см. подробнее об этом в "Интернете"
). И все это позволяет нам уверенно сказать:
никакого "цветного слуха", понимаемого как буквальное "видение" цвета
тональностей или тембров, по крайней мере, у упомянутых выше, да и
других музыкантов - нет! Это миф, а само понятие "цветной слух"
применительно к языку, к искусству, оказывается, есть "всего-навсего"
метафора!..
Да, Скрябин мог сказать: "Я вижу До-мажор красным", но "вижу" здесь
имеет другое значение (и назначение), чем "вижу зеленых чертей", в
клинической диагностике. Одно и то же слово "вижу" бытует и при реальном
восприятии реального визуального объекта, и при представлении его
по памяти, и при воображении, в поэтическом тексте, и, простите, при
псевдогаллюцинациях (непроизвольное видение "внутренним взором") и
даже при галлюцинациях (уже реальное видение "того, чего нет"). Какое
место занимает каждое из этих "вижу" в жизни человека, знает любой.
Но что более важно, аналогичная многозначность (и различная значимость)
наличествует и в бытовании понятия "со-ощущение" (досл.: syn-aesthesia).
И в этом одна из главных причин, одно из главных объяснений драматической
судьбы синестезии в науке. "Мысль изреченная есть ложь" - не просто
поэтический парадокс, это подтверждается и той нестрогостью пользования,
которая присуща даже в научном обиходе базовому для синестезии понятию
"ощущение". Так, оно часто используется и вовсе во внесенсорном контексте:
"ощущение радости", и в то же время обратный пример некорректности
пользования словами: "органы чувств" (хотя следовало бы: "чувство радости"
и "органы ощущений"). Подобная понятийная размытость, кстати, присуща
многим языкам (например, при оперировании корневым "sense" в английском).
Так что здесь мы имеем дело не с тривиальной терминологической
недоговоренностью, а с последствиями того, что (sic!) - в реальном акте
чувственного отражения ощущение и эмоциональная реакция на него синхронны
и слиты!
Таким образом, в слове "синестезия" скрыто не только и не столько
"со-ощущение", сколько "со-переживание", "со-чувствование". Особенно
это заметно при восприятии качественных характеристик, определяющих
сенсорную модальность, а это - именно цвет для зрения. Тут стоит
вспомнить и о распределении в нем, в зрении, долей эпикритической
("содержательной") и особо интересующей нас протопатической
("аффектологически окрашенной") чувствительности. Вспомним и о
выделении среди чувственных "свойств вещей" - по Дж. Локку -
наряду с очевидными (объективными) "первичными" и "вторичных"
(субъективных) свойств, к каковым опять-таки как раз и относится цвет.
Именно эти особенности цвета и заставляли музыкантов обращаться к
нему как к чувственному эквиваленту эмоции, используемому ими для более
точной и емкой конкретизации этой оценки применительно к аналогичным
средствам своего искусства (тембру, тональности).
Именно на этой, глубинной основе формируются наиболее общие проявления
"цветного слуха", которые - не без участия самовнушения - могут
фиксироваться и форсироваться в сознании музыканта. Но это не означает
вовсе, что тот же Скрябин, например, видел реально цветовые переливы
при слушании или сочинении музыки, как полагал то не только
нейрофизиолог А. Лурия, но и другой академик - искусствовед (!)
В. Ванслов, который, как бы жалея и спасая Скрябина от постоянной
"ряби в глазах", предположил у него удивительную способность... отключать
свой "цветной слух", когда это ему было не нужно!
А в дискуссиях с нашими зарубежными коллегами приходилось выслушивать
и такое: "А чем вы докажете, что Скрябин не был настоящим "синестетом",
вот если бы сто лет назад проверить его мозг на томографе..." В нашем
распоряжении находятся более ценные доводы - собственные скрябинские
признания, которые воочию позволяют убедиться не только в том, что его
цвето- тональные соответствия - это никакая не уникальная аномалия, но
и что они построены по классическому трехзвенному принципу:
"цвет - эмоция - тональность", причем в качестве посредствующего звена
этой ассоциации "по сходству" могут участвовать не только глубинные,
но уже и высшие, умные эмоции, функционирующие в сфере культуры (т.е.
с учетом социальных, символических оценок и т.д.). Так, для Скрябина
До-мажор - "земная", "материальная" тональность аналогично оценивается
им и красный цвет, и именно потому Скрябин и связывает их в своей системе
"цветного слуха", в которой, кстати, налицо наличие уже и чисто
умозрительных моментов, проявляемых в стремлении подогнать свои ассоциации
к схеме: "квинтовый круг тональностей - цветовой круг". О каком
врожденном "цветном слухе" можно говорить здесь, если мы обнаружили в
рукописях композитора следы поисков разных(!) вариантов продвижения к
этой схеме, вплоть до попыток включения в цветовой круг невидимого
инфракрасного и ультрафиолетового света!.. И тут следует вспомнить,
что у Скрябина был относительный музыкальный слух. Именно поэтому, по
нашему мнению, он был относительно(!) свободен в переборах разных
вариантов "цветного слуха" и его проекции на свою музыку...
Иная ситуация - с Н. Римским-Корсаковым, у которого, как известно,
слух был абсолютным. И именно его "цветной слух", по признанию многих
музыкантов, служит как бы эталоном явления, будучи более "естественным",
"непосредственным". Он не только сохранялся в течение многих лет, но и,
более того, формировал логику тонального плана и выбор гармоний в его
исключительно "живописной" музыке. И все это заставляло многих всерьез
воспринимать "цветной слух" Римского-Корсакова как врожденное свойство
его психики. Но внимательное знакомство с его собственными воспоминаниями,
свидетельствами современников убеждает в том, что способность "цветного
слуха" и у него является благоприобретенной. Он сам анализирует, как
постепенно, в результате воспитания, накопления слушательского и
композиторского опыта, у него начала складываться своя "семантика"
тональностей, с наделением их определенными образными и эмоциональными
характеристиками. Затем, заметим, не сразу, к ним стали прибавляться и
эквивалентные им цветовые оценки. И здесь он специально подчеркивает
возможность косвенных влияний ("синева" тональностей, используемых
в ноктюрнах его предшественниками, и т.п.). Как бы то ни было, связь
"тональность-цвет" постепенно сформировалась, и, при наличии абсолютного
слуха, "намертво" закрепилась, - в подсознании, в памяти, в продуктах
его творчества и т.д., причем настолько прочно, что порою он вспоминал
вначале цвет, а уж затем саму тональность...
Продолжая прослеживать связь "цветного слуха" с собственно музыкальным
слухом, обратимся теперь к уникальному случаю - музыканту К. Сараджеву,
который обладал изощреннейшим абсолютным слухом (и гиперпамятью, подобно
С. Шерешевскому у А. Лурия). Он наделял тональными признаками
явления природы, людей и цвета. И, судя по всему, здесь аномальные
суперспособности содействуют фиксации в сознании (точнее, в подсознании)
уже любых случайных, прихотливых ассоциаций. (Так, все понравившиеся
девушки "звучали" у Сараджева в Ми-бемоль, и - почему-то - тональность
До-мажор он оценивал невероятно, как... "черную". В обоих случаях помог
бы разобраться в генезисе этих причудливых ассоциаций психоаналитик.)
Кстати, лет сто назад, когда под "цветным слухом" понимали как раз
именно случайные и поэтому не поддающиеся объяснению цвето-слуховые
ассоциации, первый русский фрейдист психиатр Д. Ермаков восклицал:
"На примере синестезии мы имеем блестящую победу концепции психологии
симптомов Фрейда"! Он, понятно, акцентирует внимание на сексуальных
переживаниях, в то время как мир ярких эмоций, могущих сопутствовать
возникновению ранних ассоциаций, безграничен, и вытеснение в подсознание
возможно не только под действием "цензуры", контролирующей "либидо" (но,
главное, им раскрыт механизм формирования подобного милого, экзотического
невроза, насколько безопасного, настолько и бесполезного). Так или иначе,
именно этим объясняется то разнообразие "окрасок" гласных, цифр,
имен, не поддающихся логике. Закономерным в них является именно отсутствие
каких-либо внешних "закономерностей". Можно принять "красноту" скрябинского
До-мажора, можно быть уверенным, что слово "понедельник" для 99% опрошенных
имеет темный цвет, потому что день этот - тяжелый. Но какого цвета
имя "Оля" - ответ может быть только персональным, ибо "понедельник" -
для всех "тяжелый", а Оля у каждого была своя и одета могла быть в
любого цвета платье.
Итак, на всех зарубежных симпозиумах модно нынче собирать подлинных
"синестетов", и они могут до бесконечности спорить, какого цвета буква
"А", какого вкуса звук саксофона - это их личное дело. Ибо их
"цветной слух" - только факт их биографии, а выросший в недрах
творчества (и, значит, обладающий определенной закономерностью)
"цветной слух" Скрябина, Римского-Корсакова, Мессиана - это уже продукт
и достояние культуры. И смешивать их тоже не следует...
___________________________________
Работа выполнена по гранту РГНФ №02-06-00102а.
Опубликовано в кн.: Ежегодник Российского психологического общества.
Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г.
- СПб, Изд-во СПбГУ, т.2, 2003, с.11-15.