Решение проблемы синтеза музыки и света находится в данный
момент в неразрывной связи с изучением цветного слуха. (По
нашему определению, цветной слух объединяет все общезначимые
светозвуковые ассоциации, включая и графические.)
Особый интерес представляет творчество И.А. Римского-Корсакова,
обладавшего ярко выраженной синэстезией. (Еще Сабанеев обращал внимание
на более непосредственный характер "цветового звукосозерцания"
Римского-Корсакова в сравнении со шкалой Скрябина, положенной в основу
первого светомузыкального произведения.)
Первые упоминания композитора о вырабатывавшемся чувстве
"абсолютного значения или оттенка каждой тональности" относятся
ко времени написания симфонической сюиты "Антар". "Исключительно
ли оно субъективно, — задавался вопросом Римский-Корсаков, — или
найдется много композиторов, считающих A dur не за тональность
юности, веселья, весны или утренней зари?..." (Отсюда становится
ясным, почему эта тональность у композитора ассоциировалась с
розовым цветом.) Подтверждение объективности этого чувства он
усматривал, например, в том, что 1-ая часть "Пасторальной
симфонии" Бетховена написана в тональности F dur,
представлявшейся ему зеленой. Примечательно, что возникновение
собственного цветотонального видения он объяснял воздействием
практики музыкантов-предшественников, которые в процессе своего
творчества наделяли тональности определенным эмоциональным
содержанием.
Сложившаяся у Римского-Корсакова система цветотональных
соответствий последовательно проявляется во всем его творчестве.
Например, образы моря и воды ("Шехерезада", "Сказка о царе
Салтане", "Майская ночь", "Млада" и т. д.) написаны
преимущественно в тональностях серовато-зеленоватых, синих — Н, Е,
Es. Наряду с этим, можно отметить у Римского-Корсакова и другие
синэстетические характеристики тональностей, аккордов, тембров.
Вследствие того, что музыка Римского-Корсакова богата
изобразительными моментами, можно говорить о наличии у
композитора способности, обратной цветному слуху. Так, Римский-
Корсаков утверждал, что для него "все тональности, строи и
аккорды встречаются исключительно только в самой природе"
(пример из "Садко" и др.). Многочисленные примеры изображения
световых - как статических, так и динамических - процессов
видимого мира указывают на ассоциативное происхождение этой
способности, причем,. как отмечал Ю. Кремлев, мы имеем дело не с
реальными ассоциативными связями, которые воссоздаются в музыке
путем звукоподражания, а с метафорическими, основывающимися на
эмоциональной аналогии.
Вместе с тем, что эмоционально-цветовые характеристики
выразительных средств у Римского-Корсакова носят ярко
индивидуальный характер, последовательная логичность организации
материала - в уподоблении видимому (подражание динамике,
пространственному развитию, отношению планов на основе часто
встречающихся, наиболее вероятных визуальных соответствий
динамике звука, мелодическому развитию, отношению тембров и
тональностей) -позволяет добиться ощущения красочности музыки,
общезначимой для многих слушателей.
На эту особенность организации звукового материала у
Римского-Корсакова указывал еще Асафьев. "Я подметил, что в
логике корсаковских тональных соотношений, особенно терцовых; и
в тональных планах лежат не рассудочные закономерности учебника
гармонии, а что тут налицо тесная связь... с несомненным
тяготением к звуко-цвето-красочной изобразительности, не
случайно связанной с его звуко-цветовыми ощущениями..."
Неудивительно, что сопровождение произведений Римского-
Корсакова по его цветовой шкале воспринималось вполне органично
(опыт исполнения в Казани в 1964 году "Испанского каприччио",
сцены "Три чуда" из "Сказки о царе Салтане"). Из этого не
следует, конечно, что видимая музыка должна быть реализацией
цветотонального (вообще - цветного) слуха на экране, но в первых
опытах светового сопровождения оказывает целесообразным и более
естественным обращение к таким произведениям, как музыка
импрессионистов Римского-Корсакова, Скрябина, Стравинского.
Римский-Корсаков говорил, что "в музыке сперва
господствовала одинокая мелодия, затем были открыты гармония и
ритм, а в настоящем столетии - колорит". Последовательное
развитие этой тенденции, как известно, привело к опытам по
введению реального света в музыкальные произведения (Скрябин,
Шенберг, Ласло и др.).
Опубликовано в кн.: Конференция "Свет и музыка:
Тезисы и аннотации (31 янв. – 4 февр. 1969 г.) – Казань, 1969,
с.82-84
.