Композитор А. Скрябин являлся истинным и практически
единственным крупным представителем символизма в музыке
(проповедь соборности, мистериальности, синтеза искусств).
Произведения А. Скрябина – это уникальный пример особой
философской программности, что неизбежно приводило к
оперированию казалось бы неестественным для музыки символическим
языком. Многие его произведения посвящены воплощению торжества
творческого духа, сопряженного с «ослепляющим» экстазом. Отсюда
– неизбежность "света" в музыке – поначалу метафорического, а
затем и реального. В наиболее полной, завершенной форме эта идея
нашла воплощение в его симфонической поэме «Прометей» ("Поэма
огня"), само название которого как бы подсказывает нам, что
наряду с огнем мифического Прометея человечество ныне имеет
столь же жизнетворную возможность приобщиться уже и к огню
"Прометея", первого в мире светомузыкального произведения.
Здесь для нас важно отметить, что при всей яркой
индивидуальности творческого скрябинского замысла, наличествует
очевидная перекличка его светоустремлений с общефилософскими
позициями солнцепоклонничества, которыми была пронизана
философия русского Серебряного века. Не углубляясь в подробный
анализ, лишь напомним, что философские работы многих
современников, а то и просто собеседников Скрябина -
Е. Трубецкого, В.Иванова, Н.Бердяева заполнены
провозглашениями культа Солнца в человеке, а творчество
А. Белого и К. Бальмонта – подлинными гимнами Солнцу (см. об
этом [1]).
Для нас важно указать на то, что образы Солнца, света, огня
вошли в музыку А. Скрябина еще с юности. Он воплотил
солнцепоклонничество, точнее светоносность своими,
специфическими музыкальными средствами, в отличие от поэтов,
которые более ясно и очевидно могли декларировать это в слове.
При этом, напомним особо, речь идет не только о партии света в
«Прометее», а об особой светоносности, которой насыщена именно и
прежде всего сама музыка Скрябина.
Мы уже неоднократно отмечали, что композиторы при
воплощении в музыке образов визуального мира вынуждены активно
использовать синестетическую способность межчувственного
ассоциирования, которая, кстати, лежит в основе любых форм
живописной изобразительности в музыке [2]. Конкретно же о
Скрябине нами был сделан вывод, что в преодоление устойчивого
предрассудка о наличии у него уникального, ярко выраженного и
будто бы даже врожденного "цветного слуха" следует говорить
скорее о синестетической "светоносности" его музыки [3]. А цвет
появляется у него скорее как результат умозрительного разложения
этого света в спектр, в радугу цветов, носителей определенного
смысла в его системе чисто символических сопоставлений
"тональность-цвет".
Если для Скрябина и свет, и цвет функционировали как
символы, то произведения других композиторов, стремящихся
воплотить в звуках эти визуальные феномены, обычно относятся к
программной музыке, связанной с отображением образов природы.
Синестетическое их освоение активно началось во времена
романтизма, достигнув вершин прежде всего в музыке Н. Римского-
Корсакова, К. Дебюсси.
И возникает вопрос: какими средствами разные композиторы в
разные времена добивались этой светоносности?
Чтобы ответить на него, напомним для начала, что световые
явления по своему происхождению можно разделить на естественные,
природные (солнце, луна, звезды, молния, радуга) и
искусственные, рукотворные, подвластные человеку (прежде всего,
огонь, живое пламя). Естественные световые явления чаще всего
статичны и почти всегда неслышимы, а искусственные – обычно
динамичны и с сопутствующими звучаниями.
Мы не станем подробно останавливаться на тех случаях,
когда, положим, образ музыкального "рассвета", создается
косвенными, чисто звукоподражательными знаками – например,
криками петуха, колокольным звоном к заутрене ("Рассвет на
Москва-реке" у Мусоргского). Или когда имитируются взрывы и
шорохи ракет в музыкальных "фейерверках" (например, у
К. Дебюсси). Но все подобные косвенные знаки световых явлений
обычно используются совместно с непосредственным синестетическим
воплощением света.
И если последовать совету С. Танеева – попытаться составить
словарь приемов отображения музыкой видимого мира, то для нас
это прежде всего, конечно, соотнесенность оппозиции "свет-тьма"
с аналогичным противостоянием "высокий-низкий регистр", что
bonkme очевидно подтверждается многочисленными "утрами",
"закатами", "ноктюрнами" (яркий пример – тот же "Рассвет на
Москва-реке", где прояснение неба создается переходом звучащей
материи в верхний, более светлый регистр). Высоко звучат и яркие
звезды у Римского-Корсакова...
Схожая оппозиция "свет-тень" отвечает ладовому
сопоставлению "мажор-минор" (сцена затмения солнца в опере
"Князь Игорь" А. Бородина, где происходит резкий ладовый сдвиг
из мажора в одноименный минор). В мажоре звучит "Утро" и у
Э. Грига, и у С. Прокофьева, и у Н. Жиганова. В том же ладу –
рассветы в финалах опер "Ночь перед рождеством" и "Снегурочка"
Н. Римского-Корсакова. Интересно, что в мажоре представляется
чаще всего и лунный свет, хотя, казалось бы, луна есть
принадлежность тяготеющей к минору ночи (много примеров в операх
того же Римского-Корсакова, и конечно, у самого "лунного"
композитора Дебюсси - в таких его пьесах как "Лунный свет",
"Терраса, освещенная лунным светом"). Судя по всему, и здесь
композиторов интересует именно воплощение света, теперь уже на
фоне тьмы, а не возможность чисто умозрительного построения
оппозиции "солнце-луна", неактуальной в естественных условиях
восприятия природы.
Любое световое явление имеет свой контур, форму, свои
размеры. И при желании добиться синестетической достоверности
композиторы программной музыки ищут и находят адекватные данным
признакам звуковые средства. Это и изображение звезд "колкими",
"игольчатыми" звуками у Римского-Корсакова в "Золотом петушке"
(с выбором соответствующих инструментов – колокольчиков, арф и
т.п.) со сменой инструментовки, когда нужно представить мерцание
звезд в "Ночи перед рождеством" (трели скрипок). Или иной,
полярный пример, - в пьесе "Дождь и радуга" Прокофьева подобно
тому, как радуга охватывает весь небосклон, мелодия обнимает всю
клавиатуру, опускаясь сверху вниз в расчете на общезначимые же
пространственные ассоциации. Уже на этом примере, кстати, видно,
что при звуковом воплощении статических визуальных явлений
"опознание" синестетического "прототипа" возможно лишь при
подсказке названия либо в контексте заданной программности
музыкального произведения.
Естественней ситуация, если визуальный "прототип" относится
к движущимся, и тогда включается механизм привычных моторно-
двигательных, пространственно-слуховых ассоциаций, которые
следовало бы назвать в отличие от "цветовых" и "световых"
"пластическими" синестезиями. Так, в "Заклинаниях огня" у
Р. Вагнера, в "Танце огня" у М. де Фальи наряду со средствами
светоносности в формировании синестетического образа живого,
трепещущего пламени участвуют и мелодические, метроритмические
средства, отвечающие за рисунок, динамику (к примеру, у де Фальи
длинные трели в начале рисуют образ дрожащего пламени, форшлаги
в мелодии ассоциируются с извивами огня, а у Дебюсси в
"Фейерверке" взлетающие вверх стремительные мелодии – это полет
ракеты , высокие зависающие звуки – замерший на мгновение огонек
в небе, низвергающиеся переливчатые ангемитонные пассажи – опадающие
снопы огней).
На подобные сложные синестетические образы, как мы видим,
"работают" все средства: мелодия, тембр, гармония, лад, фактура,
регистр, динамика.
___________________________________
Статья подготовлена в плане исследований по грантам
Минобразования РФ (ГО2-1.9-571) и РГНФ (02-06-00102а)
Опубл. в кн.: Перспективы развития современного
общества: искусство и эстетика (ч.4): Мутериалы конф. - Казань, Изд-во
Каз.гос.техн.ун-та, 2003, с.66-71.