В расхожих фразах, встречающихся практически во всех отечественных
и зарубежных справочниках, энциклопедиях - типа: "Скрябин обладал
уникальнейшей способностью "цветного слуха", т.е. цвето-звуковых
соощущений, на основе которых и базируется создание его световой
симфонии "Прометей" и светомузыки вообще" - неправда все! Само понятие
"цветной слух", как показал Б. Галеев, - это метафора, ибо речь может
идти здесь лишь о "со-представлениях", а не "со-ощущениях", во-вторых,
Скрябин ассоциировал не цвета и звуки, а цвета и тональности, и, в-третьих,
способность эта вовсе не уникальная, а норма для каждого человека,
способного понимать, почему слово "воскресенье" - красное, а "понедельник"
- серый (день тяжелый). Цвета и тональности (либо тембры) сопоставляются
музыкантами по общности их смысловой нагрузки, эмоционального
воздействия, либо символического значения - т.е. это продукт культурный,
а вовсе не биологический эпифеномен. Различие общекультурного контекста
и индивидуальных особенностей субъекта, естественно, исключает жесткую
однозначность любых цвето-слуховых ассоциаций, хотя об относительной
(вероятностной) общезначимости говорить можно (подобно тому, как скрипка
среди струнных "светлее" виолончели, минор темнее мажора, поэтому и цвета
им соответствуют либо более темные - синие, красные, либо светлые -
желтый, голубой, белый). Как бы то ни было, у каждого художника,
музыканта может сложиться своя семантика цветов (тембров, тональностей),
в контексте чего и формируется своя система цвето-слуховых аналогий и
характер их использования в творчестве - с этим необходимо считаться и
принимать как факт...
Столь же устойчив предрассудок о понимании светомузыки как своего рода
"визуализации" цветного слуха (при этом ссылаются как на эталон на первый,
робкий опыт Скрябина в "Прометее"). Во-первых, дублирование цветом музыки
- не есть достойная художественная задача ("масло масляное"), уже Скрябин
понял необходимость использования слухозрительного контрапункта, во-вторых,
световая партия не должна ограничиваться чистым цветом, что не сопоставимо
по воздействию с самой музыкой. Гений Скрябина именно в том, что он
осознал и это, предполагая в своей несостоявшейся "Мистерии" включить
в партию света сложную динамику сложных красочно-световых образов,
действующих с музыкой в "режиме" слухо-зрительной полифонии.
Опубл. в кн.: Языки науки - языки искусства
(тез. IV межд.конф. "Нелинейный мир"). - М., 1999, с.27.)