Каждая эпоха обладает своим "метафорическим фондом" – не
только в поэзии, но и во всех искусствах, – который из века в
век развивается, усложняется, причем по принципу наращивания
степени несовместимости сопоставляемых вещей, понятий. И со
временем то, что воспринималось как очевидное "братание
невозможностей" (Шекспир), становится привычным, чтобы
уступить место новым "невозможностям". Естественно,
"невозможности" потому так и называются, что могут поначалу
просто ошеломлять собой. В своем "Даре" В. Набоков "цитирует"
Н. Чернышевского, возмущенного новациями современных ему
поэтов, который в качестве уже вовсе "бессмысленного сочетания
слов" сам придумал – синестетическое по сути! – выражение
"синий звук", чем как бы напророчил будущий блоковский "звонко-
синий час".
Можно теперь представить себе возможную реакцию
набоковского Чернышевского на скандально-знаменитый сонет
А. Рембо "Гласные" (1871 г.), сыгравший особую роль в
драматизации судьбы синестетической проблематики:
А – черный, белый – Е, И – красный, У – зеленый, О –
синий...
Гласные, рождений ваших даты
Еще открою я...
Вероятно, это единственное в истории поэзии стихотворение,
комментарии к которому превышают его собственный объем во
многие тысячи раз (среди них серьезные научные статьи и даже
книги). Отметим, что в разных исследовательских контекстах
"Гласные" обсуждаются до сих пор, включая и наши отечественные
работы! Оглянувшись назад, внимательные исследователи
заметили, что в более спокойной форме декларировал
синестетичность поэзии Ш. Бодлер – в своем программном
стихотворении с показательным названием "Соответствия" (1857 г.),
где использование данного приема еще предполагает
общедоступность:
Есть запах девственный, как луг он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя...
А ещё раньше, оказывается, начали активно эксплуатировать
синестезию романтики… Как бы то ни было, многие современники,
последователи Рембо в символисткой, а затем и футуристической
поэзии провозгласили "Гласные" открытием, продолжая
синестетические эксперименты и защищая право поэта на них
(Р. Гиль, В. Лилок, Ж. Мореас и др.). Были предприняты попытки
вынести "цветную" поэзию на сцену с реальным окрашиванием
звучащих гласных. Синестезия и конкретно "цветной слух"
представлялись символистами как знак высокой художественности,
элитарности, эзотеричности, в концентрированной и изысканной
форме воплощая сущностные для символизма принципы единства
искусства и идеи панмузыкальности (ибо синестетические
переносы относились, прежде всего, к музыке, к звуку).
Со специальными программными произведениями в защиту
синестетизма поэзии выступили и русские поэты, правда, уже без
протокольного предписывания жестких аналогий, – К. Бальмонт
("Аромат Солнца"), И. Анненский ("Фамира-Кифаред"). И в
собственной практике образного моделирования "соответствий"
они не избегали понятности, достигая порою тонких, можно
сказать, светомузыкальных эффектов ("флейты звук зоревый,
голубой, звук литавр торжествующе-алый" – у первого, и "ноты
со струн ее кифары на стезю вздымались и дымились" – у
второго). Но в восторженной апологии "смешения чувств" как
особого языка они также проявляли чрезмерную настойчивость.
Так, в одной из своих теоретических работ К. Бальмонт делает
следующий вывод: "Творчески мыслящий и чувствующий художник...
знает, что звуки светят, а краски поют, и запахи
влюбляются" [1, с.13].
Солидарен с ним и А. Белый, который категорически
утверждал, что "отсутствие цветного слуха в художнике пера и
кисти – изъян"
[2, с.116].
Вместе с тем, как социально-художественную аномалию,
игнорирующую содержательные функции искусства, оценивали
подобного рода настойчивые откровения Л. Толстой, М. Горький,
А. Франс, Г. де Мопассан. И если М. Нордау в своей критике
синестезии как признака атавистического "вырождения" исходил,
прежде всего, из априорного исключения любых новаций,
посягающих на вечные законы искусства, то Л. Толстой и
М. Горький указывали на отсутствие чувства художественной
меры, на бессмысленно-игровой, эпатирующий характер многих из
этих экспериментов.
Разумеется, вся эта "алхимия слова" со смешиванием чувств
в ожидании получить невиданный художественный эффект не может
быть объяснена лишь как тривиальная богемная шутка, как
внешний повод заявить о своей художнической исключительности.
Важнее здесь выявить специфику синестетической "алхимии" в
контексте её связей с общими позициями символизма –
стремлением, как писал А. Блок, "постигать в обрывках слов
туманный ход иных миров". В эстетике символизма эта связь с
"иными мирами" осуществляется именно за счет установления
утверждаемых Бодлером "соответствий", – между "посюсторонним"
миром чувственно-образных вещей и "потусторонним", недоступным
для логического освоения миром трансцендентных сущностей (в
чем и заключается сама природа и назначение символа!).
Именно к "иным мирам" отсылает нас близкий к символистам
В. Хлебников и в своих "туманных" объяснениях феномена
синестезии, задаваясь вопросом – каким же образом "синий цвет
василька (я беру чистое ощущение), непрерывно изменяясь,
проходя через неведомые нам, людям, области разрыва,
превращается в звук кукования кукушки или в плач
ребенка?"
[3, с.578].
Только если первые соответствия
(между "нашим" и "иным" миром) можно назвать
"вертикальными", глубинными, то синестетические
соответствия (связанные с переходом, точнее переносом значения
в "иное" чувство, – иное, но тоже принадлежащее "нашему" миру)
некоторые исследователи предлагают отличать как
"горизонтальные"
[4, с.233].
Да, оба звена синестетического соответствия, внешне,
казалось бы, – из "нашего", чувственного мира. Но ситуация не
простая – здесь мы имеем дело скорее с удвоенной,
концентрированной символизацией, ибо уже за обоими
чувственными компонентами (синий – звук) просматриваются
зыбкие контуры "иного" мира, в котором "неведомым" образом они
и связуются.
И, несмотря на то, что уже в начале XX века появились
вполне убедительные, вполне научные объяснения синестезии и,
конкретно, "цветного слуха" как межчувственных "ассоциаций по
сходству" (здесь, по сходству эмоционально-смыслового
воздействия, включая и символическое), не без вмешательства
популярной тогда теософии продолжала культивироваться
концепция "соответствий", в которой парадоксально сочетались
мистика и позитивизм (что, впрочем, не удивительно, ибо сама
теософия претендовала совместить религию с наукой, доступной
ей, заметим уже от себя, лишь на уровне учебников средней
школы).
Прежде всего, обескураживает здесь всеобщее стремление – и
не только ученых – искать некие "объективные", то бишь
общезначимые, универсальные закономерности в, субъективных по
определению, межчувственных сопоставлениях. Но винить в том
одних только позитивистски настроенных деятелей науки не
следует. Редукционистской методологии поиска закономерностей
синестезии как элементарных однозначных связей, причем на
"атомарном" уровне (Т. Флюрнуа, А. Бине и др.), способствовала
и сама практика символизма с декларированием бессодержательной
нормативности нарочито детализованных "соответствий"
("Гласные" Рембо, "Звездный язык" В. Хлебникова, а также
первый светомузыкальный опыт А. Скрябина).
Эта особенность синестетических соответствий символизма,
вероятно, была инспирирована в какой-то мере и
"атомистическим" духом самой эпохи (исследования в физических
науках и их проекция в психологию ассоцианизма, еще
действующую в то время, в пришедшую ей на смену
физиологическую психологию В. Вундта, также испытывавшую
интерес к изучению элементарных психических процессов).
Сказались здесь и собственно позитивистские тенденции в
философских науках, нашедшие отражение в стремлении
противопоставить традиционной "эстетике сверху" строгую и
научную "эстетику снизу" (Г. Фехнер и др.).
Поискам "объективных" закономерностей цветозвукового
единства – пусть объективность и понималась не адекватно
предмету, – казалось бы, полярны мистические концепции
синестезии. Если рассматривать их неявное проявление, оно
связано с тривиальным "художническим агностицизмом",
определяемым установкой на априорную непознаваемость "тайн
искусства" в подтверждение исключительности творческой
личности (вспомним декларации А. Рембо, Р. Гиля,
К. Бальмонта). Трюизмом стало и ссылаться на "чудесность",
"таинственность", "непознаваемость" цветного слуха
композиторов А.Н. Скрябина, М.К. Чюрлениса (соответственно, с
переносом подобных оценок на их идеи "световой симфонии" и
"музыкальной живописи"). Причем элемент агностической
обреченности проникает и в серьезную литературу, где в лучшем
случае, после совместных упоминаний "цветного слуха", имен
Рембо и Скрябина, светомузыки, ссылок на историю клинических
трактовок явления, констатируется: "Удовлетворительной теории
синестезии не существует" (Синестезия. – БСЭ, 3-е изд. М.,
1976, т. 23). Тем более ситуация усугубилась в "период
илюрализма"...
В результате – крайности сходятся: оккультные науки
(теософия в том числе), не вдаваясь в содержание объясняемых
явлений, были всегда агрессивны в утверждении именно и только
эзотерической познаваемости "всемирных соответствий", в том
числе и межчувственных, – т.е. только теми, кто посвящен в
"тайное знание", лежащее за пределами человеческого опыта
(основа эзотеризма). Напомним, еще Ш. Бодлер, начав с вполне
приемлемых рассуждений, легко объяснимых с точки зрения
психологии: "Было бы действительно удивительно, так это то,
что звук не мог бы подать мысль о краске, что краски не могли
бы дать представление о мелодии, а звук и краска оказались бы
непригодны для воплощения идей", – завершает их вдруг
откровенным мистицизмом: "С того дня, когда бог провозгласил
мир как сложную и неделимую совокупность, все всегда
выражалось посредством взаимных аналогий"
[5, с.310].
Здесь нельзя согласиться и с основной формулой самого символизма – с
обязательными поисками аналогий, соответствий, так как они не
исчерпывают всей сложности связей в действительности. Но
главное в том, что детерминантой "тонких, властительных
связей", – в той мере, как они существуют, – следовало бы
считать вместо "бога" предметно-практическую и духовную
деятельность в освоении этой действительности.
Истоки подобного мистического объяснения исследуемого нами
явления идут от древней кабалистики, не чуждой синестетической
лексики, от древневосточной символики, алхимии, пресловутой
"Изумрудной скрижали", бездумно возрождаясь в последнем
столетии в учении теософов и антропософов, где рассуждения о
слухозрительном, светозвуковом единстве занимают значительное
место ("Тайная доктрина" Е. Блаватской, "Тайная наука"
Р. Штейнера, сами названия которых подчеркивают их
принадлежность к "тайному знанию", а точнее, к мистицизму и
агностицизму). Связь "цветного слуха" с мистическими
способностями выделялось ими особо и, практически, оккультные
науки присвоили себе право считать синестезию своим "личным
достоянием", нещадно эксплуатируя её "непознаваемость". А в
собственных трактовках, наделяя "аурой" не только творящего
человека, но и сами художественные произведения, эстетики
теософского толка трактовали ее как именно синестетический
ореол произведения, что позволяло им видеть в светомузыке,
конкретно, в замысле "световой симфонии" скрябинского
"Прометея", материализацию этой "ауры" (С. Скотт,
Л. Сабанеев). Как показывает реальный анализ "Прометея",
Скрябин явился проводником вполне определенных объективных
тенденций в искусстве, и объяснить природу светомузыки, как и
синестезии, можно без всяких апелляций к трансцендентным
понятиям
[6; 7].
Итак, в символистских трактовках синестезии воплощена
подлинная драма идей, в них немало наивного, противоречивого,
но символизм сделал свое дело – и не только тем, что пусть и в
"вызывающей форме", но привлек внимание к проблеме синестезии.
Вместе с романтизмом он продемонстрировал саму возможность –
на основе сходства общезначимых символических оценок
разнородных явлений, – творческого конструирования
межчувственных сопоставлений (сравнений, метафор), заставив
обратить впоследствии внимание на более важные
психологические, эстетические детерминанты синестезии,
адекватные её сущностным основаниям, её роли в искусстве.
Символисты убедили в том, что если синестезия и есть
"чудо", то это чудо искусства, базирующееся на родовой
сущности человека, – а не случайный эпифеномен. И не
удивительно поэтому, как ХХ век, уже за пределами символизма,
спокойно и плодотворно пользовался их "открытием" (М. Горький,
М. Волошин, М. Цветаева, И. Сельвинский, А. Вознесенский,
Б. Ахмадуллина, Г. Горбовский, Н. Матвеева и многие другие).
ЛИТЕРАТУРА
- Бальмонт К. Светозвук в природе и световая симфония
Скрябина. – М., 1917.
- Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. – М.; Л., 1934.
- Хлебников В. Творения. – М., 1987.
- Аврамов Д. Естетика на модерното изкуство. – София, 1979.
- Цит. по кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX века. – М.,
1974.
- Ванечкина И., Галеев Б. Поэма огня. – Казань, 1980.
- Галеев Б. Содружество чувств и синтез искусств. – М., 1982.
___________________________________
Статья подготовлена по гранту Минобразования РФ (№ГО2-1.9-571)
Опубликовано в кн.: Синтез в русской и мировой
художественной культуре: Материалы Четвертой науч.-практ.
конф., посвящ. памяти А.Ф. Лосева. – М.: МПГУ, 2004, с.50-55.