Сейчас во всем мире, порою уже даже на уровне некоего модного поветрия,
развернулся настоящий исследовательский бум по изучению "цветного слуха",
или, в более общем определении, "синестезии" (букв. "соощущений").
Проводятся международные конференции, защищаются в разных странах
многочисленные диссертации, создано несколько Website's (т.е.
тематических "страниц" в интернетовской "мировой паутине"),
организовано Американское и даже Международное общество синестезии.
А мы здесь у себя в Казани занимаемся этой интереснейшей проблемой
психологии и эстетики уже около 40 лет. На каждой из десяти всесоюзных
конференций "Свет и музыка", проведенных нами в Казани, всегда
работала секция "Цветной слух". Специальную конференцию, посвященную
целиком этой проблеме, мы организовали совместно с МГУ в Москве. Еще на
рубеже 60-70 гг. нами был проведен анкетный опрос всех 25.000 членов
творческих Союзов СССР. Много лет велись опыты с детьми по рисованию музыки.
Опубликовано несколько книг, посвященных
синестезии [1]
и многие десятки статей, включая
энциклопедические [2].
И теперь мы видим, что в понимании сути этого "таинственного"
явления в Казани уже, кажется, найдены ответы на многие из вопросов,
которые обсуждаются сегодня на международном уровне. Надеюсь, что
результаты наших исследований будут интересны и читателям
"Научного Татарстана". Итак...
________ * ________
Столкнувшись с поэтическими откровениями типа: "Флейты звук
зорево-голубой, звук литавр торжествующе-алый" (К.Бальмонт) либо:
"Тонкий, режущий свист, как ослепительно-белая нить, закручивается
вокруг горла" (М. Горький), ознакомившись с признаниями композитора
Скрябина о том, что для него тональность До мажор - красного цвета, и
откровениями художника Кандинского, "окрашивающего", как и Бальмонт,
тембры музыкальных инструментов, исследователи, можно сказать, не
заметили, что имеют дело просто с образными выражениями, пусть и необычными,
связанными с межчувственным переносом. И задумались - что же это такое,
в чем природа такого "смешения чувств"? Поначалу пытались объяснить эти
так называемые синестезии именно как реальное "соощущение", привлекая
физические аналогии звука и света (мол, "и то и другое - волновые
явления"). Затем привлекли анатомию, медицину ("возможно, перепутались
нервные волокна от глаз и уха"). Выдвинули еще одну версию, - быть
может, это есть патологическое проявление атавизма ("рецидив первобытного
сенсорного синкретизма"), или, возможно, пусть и полезная, но психическая
болезнь ("на самом деле, разве это нормально - разве можно звуком
резать, разве может звук быть тонким и светиться?"). На Западе популярным
было считать "цветной слух" формой психоделики ("ведь при восприятии
галлюциногенов не только воспоминания, но и звуки могут быть реально
видимыми!"). А сейчас и на Западе, и у нас весьма популярно , скажем
прямо, незатейливое объяснение синестезии просто как некоего
эзотерического свойства психики (мол, "это доступно только избранным,
кто приобщен к "тайному знанию"). Как бы то ни было, синестезия и ее
частное проявление "цветной слух" признавались аномалией, - с
положительным ли, отрицательным ли знаком этой аномальности. Отсюда -
такие ходячие предрассудки на уровне энциклопедических и даже
академических изданий: "Синестезия - отклонение в сенсорной системе;
синестезией страдали Гофман, Бодлер, Бальмонт, Блок, Скрябин,
Римский-Корсаков, Кандинский; в ХХ веке популярны попытки создания на
базе синестезии и, конкретно, "цветного слуха" таких новых форм искусства,
как, например, абстрактная живопись и светомузыка" (все это звучит нелепо,
но предрассудки эти устойчивы, увы, и для советской, и для нынешней
российской науки, и для Запада).
Все подобного рода объяснения объединяет одна общая беда, одна общая
ошибка. Дело в том, - подчеркнем еще раз, - что почти во всех словарях,
энциклопедиях и учебниках содержание, суть термина "синестезия"
определяется и буквально понимается именно как "со-ощущение", со ссылкой
на этимологическую его расшифровку (син-эстезис). В то же время
серьезного исследователя не мог бы не насторожить уже тот факт, что
древнегреческое слово "эстезис" лежит и в корневой основе слова "эстетика",
но тем не менее никто не принял бы всерьез объяснение эстетики как
"науки об ощущениях"!..
Как бы то ни было, термин "синестезия" вошел в научный обиход лет сто
назад и сегодня весьма популярен в психологии, в теории искусства, в
эстетике, хотя - к одной беде прибавляется другая - до сих пор нет единобразия
даже в определении предметных границ самого этого понятия и, соответственно,
в его дефинициях. Кроме того, что синестезией называют,как мы видели,
прежде всего, межчувственные связи в психике, этот же термин используется
для определения результатов их проявлений в конкретных областях искусства:
поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными
переносами; цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; и
даже взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми). Так,
к литературной синестезии относят выражения типа "Флейты звук зорево-голубой"
(К. Бальмонт), к живописной - картины М.-К. Чюрлениса и В.Кандинского, к
музыкальной - произведения К. Дебюсси и Н. Римского-Корсакова, подразумевая
при этом существование особых "синестетических" жанров (программная музыка,
музыкальная живопись) и даже видов искусства (светомузыка, абстрактный
фильм). Избежать издержек подобной терминологической размытости, конечно,
можно, - прежде всего, корректностью дисциплинарного подхода, оговаривая
в каждом исследовательском случае, что имеется в виду под этим словом
(предмет психологии, или лингвистики, поэтики, либо музыкознания,
искусствознания, эстетики). И, более того, следует предполагать возможную
обусловленность всех этих пониманий слова "синестезия" базовым, психологическим
явлением (межчувственная связь в психике). Все это, конечно, более или
менее очевидно - в методологическом и в чисто логическом плане.
Осложнилась ситуация тем, как мы уже показали в самом начале, что
крепким орешком оказалось исходное понимание природы самих межчувственных
связей. И любая ошибка здесь при проецировании ее в высшие уровни, в
искусство (особенно в синтетических его видах), приводила к таким выводам,
которые противоречили не только строгой науке, но и здравому смыслу.
Сама теория искусства, как известно, уже давно отказалась от односторонних
механистических, физиологических, психологических, психоаналитических,
а тем более мистических либо агностических объяснений его природы. Никто
сейчас не примет всерьез попытки объяснить законы красоты именно и только
через числовые пропорции либо элементарные психофизиологические
закономерности позитивистского толка. Никто не согласится с наивными
трактовками художественного творчества как "гениального помешательства"
либо благотворного способа канализации пресловутого "либидо". А в
отношении синестезии, как мы уже отмечали, до сих пор, причем не только
в популярной литературе, но и на уровне диссертаций и энциклопедических,
академических статей, продолжаются поиски объяснений ее через законы
физики и биологии, как проявления редукционизма сознания или
психиатрического сдвига, творческой имитации наркотической
интоксикации или просто некоего принципиально необъяснимого свойства
человеческой психики - и все это с обязательным упоминанием имен поэтов
Малларме и Бодлера, Блока и Брюсова, музыкантов Скрябина и Мессиана,
художников Кандинского и Чюрлениса... Как мы видим, сущность синестезии
обязательно искалась почему-то только на вне-, над-, до- сознательном
уровне, но не в пределах нормы человеческой психики, языка и искусства.
И, удивительно, мало кто при этом обращает внимание на то, что все
мы живем в мире синестезий, на то, что наш обыденный язык насквозь
синестетичен - это в подлинном смысле "кладбище синестетических метафор":
яркий голос, кричащие краски, острый звук, матовый тембр, теплый цвет,
резкий запах, легкая музыка, баритон (т.е. тяжелый звук) и т.д.
И именно опыт повседневного и, простите, безболезненного пользования
языковой синестезией наиболее очевидно и окончательно убеждает в том,
что буквальная этимологическая расшифровка понятия "синестезии" как
"со-ощущения" не соответствует подлинному содержанию этого явления.
Реально синестезия - никакое не "со-ощущение", а скорее, если быть
точнее, это "со-представление", "со-чувствование". По психологической
своей природе это ассоциация, конкретно - межчувственная
ассоциация (часто многоуровневая, системная). Синестезия - это
проявление метафорического мышления (которое, как известно, как раз и
базируется на механизме ассоциаций). И даже само понятие "цветной слух",
оказывается, - это метафора! Не видел реально Бальмонт никакого цвета
при звуках флейты! Не слышал никаких звуков Кандинский, воспевая
воздействие разных красок!..
Итак - речь идет о метафоре, ассоциации, сравнении, сопоставлении,
иносказании... Но если в метафоре "девушка - лилия" происходит сопоставление
визуального с визуальным, то сравнение девушки с "Элегией" Массне или
звуками курая - уже иного, именно синестетического свойства. Метафоры,
как уже давно установлено наукой, генетически основаны на ассоциациях
"по сходству", в синестезии же эта связь формируется именно "по
сходству" казалось бы несовместимых, разнородных чувств (зрения и слуха,
например), что и выглядит внешне как парадоксальное "смешение чувств".
Причем сходство здесь может быть либо по содержанию (смыслу,
эмоциональному воздействию) - пример из Бальмонта, либо по форме
(структуре) - пример из Горького. Межчувственный перенос, синестетическое
сравнение, как и любое сопоставление "по сходству" - это, как можно
догадаться, уже операция мышления. Только мышление в данном случае
осуществляется, так сказать, не выходя за рамки сенсорно-чувственной
сферы, т.е. оно относится к специфическому невербальному,
чувственнообразному мышлению (поэтому именно искусство стало основным
"полигоном", где формируются и культивируются синестезии). Причем здесь,
в синестезиях невербальное мышление - более сложное, чем, например,
просто визуальное или музыкальное мышление, ибо осуществляется оно уже
в ранге связей, т.е. ассоциаций между этими формами невербального мышления.
А то, что данный акт синестетического мышления происходит зачастую с
участием подсознания, а на свет сознания выходит и фиксируется, положим,
в слове, лишь сам результат ("флейты звук зорево-голубой"), все это и
придает синестезии элемент таинственности, чем и объясняются отмеченные
выше предрассудки просвещенного знания.
После того, как была выявлена природа синестезии, "цветного слуха"
нами были изучены ее функции и роль в разных искусствах, подробнее всего
- в светомузыке [3].
А сейчас мы планируем исследовать более основательно проявления синестезии
в языке, в литературе и, конкретно, в словесных описаниях музыки.
Применительно к русскому и другим европейским языкам эти исследования
проводятся нами уже давно (сейчас - по научной программе "Университеты
России"). К ним мы постоянно привлекаем студентов и сотрудников разных
вузов Казани - Консерватории, КГТУ, КГУ, КГПУ. Но нас волновал и тот
исследовательский вакуум, который наличествовал относительно синестезии
в восточных языках, в восточном искусстве. И если в отношении Древнего
Китая, Индии и Японии коекакая информация имеется, то о синестезии в
тюркских языках, в мусульманской культуре нам не попадалось никаких
сведений - ни в научных изданиях, ни в "Интернете". Начать, конечно,
хотелось бы с родного языка, и я обратился еще несколько лет назад к
знакомым лингвистам, литературоведам с предложением о совместном
поиске. И как-то в ответ услышал мнение: "Синестезии и "цветного слуха"
в татарском языке, судя по всему, нет". Ответ меня удивил и я не поверил
- выходит, татарский язык какойто особенный, выпадает из мировой культуры?
Не может этого быть!.. Получается, что татары - какие-то пришельцы,
инопланетяне, раз у них в языке не как у всех остальных людей?!.. И,
наконец, в ответ на мои призывы откликнулась известная лингвистка,
специалист по татарскому языку из КГУ Ф.С.Сафиуллина. Вместе с ней мы
вывели на исследовательскую орбиту дипломницу Гузель Сафину, провели
словарный поиск и, попутно, анкетирование татарских писателей. Диплом
наша ученица защитила на "отлично".
Примеров проявления синестезии в татарском языке набралось уйма:
"яшел тавыш", "нечкэ тавыш", "кемеш жыр", "шыгырдавыклы тавыш",
"сузенне ефек белен булем" h.б. Интересные
синестетические метафоры обнаружились и в творчестве поэтов, писателей:
"тэссез hэм тонык сузлер" (Г. Тукай),
"йомшак яктылык" (К. Нэжми), "жан ишеткеч сузе бэс
челтере булып эленген" (Р. Газизов). Из классиков
настоящими манифестами в "пользу синестезии" поразил Фатых Амирхан...
И я включил, наконец, тему "Синестезия в татарском языке и литературе"
в план текущих научных исследований НИИ "Прометей". Проблемой
заинтересовались и коллеги-лингвисты, литературоведы из Академии
наук РТ. Интересных задач, достойных решения, хватит для десятков дипломов
и диссертаций - ждем желающих!.. Вслед за татарским можно было бы
перейти к другим тюркским языкам, к арабскому, персидскому, выяснить
какие-либо общие закономерности и отличия. И на окончательном
этапе, это уже будет, конечно, - алла бирс?, доживем - в ХХI веке,
следовало бы провести сопоставительный анализ проявлений синестезии в
восточной и западной культуре (языке, искусстве). Этого во всем мире
еще никто не делал.
А мы, здесь, в Казани, я уверен, сделаем! Задел - большой, материалов
со всего мира собрано за многие годы - бездна. Несколько лет назад в
Гаагской высшей школе искусств, на междисциплинарном факультете я увидел
стенд, где под словом "синестезия" первым в списке стоял наш НИИ
"Прометей". Надо оправдывать такое доверие и признание...
Прежде всего это:
- Галеев Б. Содружество чувств и синтез
искусств. - М.: Знание, 1982; Галеев Б.М. Человек -
искусство - техника (проблема синестезии в
искусстве). - Казань: Изд-во КГУ, 1987.
- См. авторские статьи: Цветной слух. - В кн.:
Большая Советская Энциклопедия в 30 т., 3-е изд. - М.,
1978, т. 28, с.457; Цветной слух. - В кн.: Музыкальная
энциклопедия в 6 т. - М., 1982, т. 6, с.108-110; Синестезия. -
В кн.: Эстетика (словарь). - М.: Политиздат, 1989,
с.314-315.
- Галеев Б.М. Светомузыка: становление и
сущность нового искусства. - Казань: Таткнигоиздат, 1976;
Ванечкина И.Л., Галеев Б.М.
Поэма огня. - Казань: Изд-во КГУ, 1981; Галеев Б.М.
Светомузыка в системе искусств. - Казань: КГК, 1991.
Опубл. в ж-ле "Научный Татарстан", 1999, № 3, с.19-23.