Имя Б. Асафьева часто упоминается в контексте изучения
синестезии, а именно, "цветного слуха", будто бы присущего так
называемым уникальным "синестетам". Этому было посвящено
специальное исследование И. Ванечкиной, которая приходит к
выводу, что реально, уникального здесь ничего нет и что
"синестетическое мышление пронизывает и научное, и
композиторское творчество Асафьева. И там, и здесь он оперирует
синестетическими аналогиями естественно и
содержательно" [1, с.97].
Дальнейшее изучение его искусствоведческих текстов,
проведенное нами, еще раз подтверждает, что в наиболее яркой
форме синестетичность у Асафьева проявилась в музыковедении
(т.е. в научном творчестве, при описании впечатлений от
конкретных произведений).
Нами был проведен анализ теоретических работ, входящих в
издание: Асафьев Б. Избранные труды (М.: Изд-во АН СССР, 1952,
1954, тт.1, 2) и посвященных сочинениям М. Глинки и
П. Чайковского, а также самостоятельной "Книги о Стравинском"
(Л.: Музыка,1977).
Данное исследование текстов Б. Асафьева проводилось нами в
русле педагогической науки (использование лингвомузыкальной
синестезии в процессах
обучения) [2, с.35].
Во-первых, были получены статистические данные о количественных отношениях
между чисто звуковыми характеристиками слышимого ("воющие колоратуры",
"тихие одиночные визги солирующего контрабаса" и др.) и
иномодальными, синестетическими описаниями ("мягкая линия
гармоний", "упругий ритм", "сочный унисон" и др.). Во-вторых,
нами была осуществлена классификация этих иномодальных
характеристик по составу межчувственных связей: "осязание–слух",
"обоняние–слух", "вкусовое ощущение–слух", "зрение–слух" с
указанием количества речевых оборотов в каждой из этих групп и
выявлением доли зрительно-слуховых синестезий, связанных с
цветом. В третьих, были отмечены наиболее частые эпитеты в
каждом классе модальностей. А здесь, в данной публикации, мы
хотим акцентировать музыковедческий аспект, избегая при этом
сугубо лингвистической статистики.
Во всех изученных текстах обнаружено не только явное
количественное преобладание межчувственных характеристик в
описании музыки над чисто звуковыми определениями слышимого (при
абсолютном большинстве зрительно- и осязательно-слуховых
синестетических описаний), но и то, что в группе самих
зрительных (визуальных) сравнений цветовые характеристики
составляют всего около 2% ("холодное серебро звучания a-moll",
"тема серебристо льется", "музыка золотисто-иллюминовая", "звон
красный"). Исследователями показано, что это объясняется
известным фактом более позднего освоения цветовых характеристик,
чем пластического компонента (линии, жеста, размера,
конфигураций предмета) мировой культурой и искусством. Кроме
того, цветовые определения, как и все иные качественные эпитеты,
обладают меньшей общезначимостью, будучи связаны с
эмоциональными переживаниями индивида, его воспитанием, а также
общим развитием. Поэтому музыковеды непроизвольно избегают их
широкого использования, так как общение через научную книгу
предполагает стремление к полному и однозначному
взаимопониманию. На это указывал и сам Асафьев: "Надо стремиться
так повествовать о музыке, чтобы чувствовалось ее звучание и тем
вовлекать в жизнь музыки... В подборе и наслоении эпитетов, –
подчеркивал он, – я стараюсь выявить необходимые для меня
стороны музыкального восприятия или впечатления или внушить их
"слушателям", ибо книгу эту надо не только читать, но и слышать
(впрочем, это основное свойство почти всех моих книг)" (Избр.
труды. - т. 1, с.11).
Как показывает знакомство с обыденными синестезиями русского
языка, проведенное Т.Степанян, чисто цветовых сравнений в языке
и речи обнаружено мало ,
всего – 7,7% [3].
Значительно больше цветовых сопоставлений в поэтических текстах,
особенно символистов (Бальмонт, Блок, Анненский). Акцентирование ими
экзотических, "бросающихся в глаза" цвето-слуховых
"соответствий", по утверждению Б. Галеева, объясняется "большей
«субъективностью человеческой реакции на цвет ("на вкус и цвет
товарища нет") и традиционной предрасположенностью цвета к
символизации»[4, c.224].
На наш взгляд, в выборе тех или других определений, в количественном
превалировании групп модальностей, а также в частоте использования
синестезий находит косвенное отражение и сам характер музыки,
анализируемой музыковедом. По нашему мнению, это повод для дальнейших
размышлений уже в чисто музыковедческом плане.
Остается добавить, что среди иномодальных определений
музыкальных впечатлений встречается большое количество таких,
которые уже давно стали общеупотребительными в обыденной речи.
Мы все спокойно принимаем и понимаем такие метафорические
выражения, ставшие уже привычными штампами, как "яркий звук",
"сочный аккорд", "колючий интервал", даже не задумываясь, что
эпитет "яркий" – из зрительной области ощущений, "сочный" – из
вкусовой, а "колючий" – из тактильной. Однако нередко в
звукоописаниях Асафьева встречаются и необычные, "свежие"
синестетические сравнения. Их можно назвать авторскими или
индивидуальными, потому что последние несут на себе отпечаток
личности пишущего. Приведем самые яркие примеры из всех работ:
"лебединые интонации g-moll'ной симфонии Моцарта", "иронически
обессиленных и искаженных интонационно кулаков начального tutti
увертюры", "тема звучит зябко", "ясно отчеканенный диатонический
каданс", "обнаженная септима, "мелодика, зашнурованная в
тактовый корсет", "душный и знойный B–dur", "смягченный
D–dur", "мелодический распор увеличенной кварты", "хамелеонство
интервалов", "звенящие стрелы фанфар", "капризно искрящийся
ритм", "плавно реющий вальс", "стихийно-властный смерч
звучаний", "виртуозно неблестящая фактура", "трезвость
мелодики", "хорал сытный", "зигзаги интонаций", "на фоне
высекаемых фортепиано шестнадцатых", "блестящая пассажная
ракета", "инкрустации попевок", "закругленного каданса",
"фейерверочное колесо триоли", "мотивы вставляются друг в
друга", "трение нот".
Исследование убеждает, что музыковедческие тексты талантливых
ценителей искусства – это кладезь для тех, кто изучает
собственно само явление синестезии.
___________________________________
1. Ванечкина И.Л. О синестетическом
мышлении Б. Асафьева. – В кн.: Научно-технический семинар "Синтез
искусств в эпоху НТР" (тез.докл.). – Казань: КАИ, 1987.
2. Овсянников А.А. Синестетическая
образность в музыковедческих текстах (на примере трудов
Б.В. Асафьева). – В кн.: Актуальные проблемы педагогической
науки (сб.ст.). – Казань: КГПУ, 2000.
3. Степанян Т.Р. Синестетические
метафоры русского языка: Автореф. дисс... канд.филол.наук. – М.,1987.
4. Галеев Б.М. "Буду грешить господом
данными чувствами – всеми пятью". – "День и ночь", № 5–6, 1999 (Красноярск).
Работа выполнена в плане исследований по программе
"Университеты России".
Опубликовано в кн.: "Прометей-2000" (матер.
межд. н.-практ.конф., 2-6 окт.2000). -Казань, Фэн, 2000, с.123-126.