1. Нами уже было показано ранее, насколько различно проявление и
значение синестезии в разных искусствах (особенно при разделении их на
моно- и бисенсорные). Особый интерес представляет анализ искусства
слова, которое, будучи лишено чувственной непосредственности других
искусств, оказывается "вынужденным" вербализовать и фиксировать все
возможные синестезии в виде разного рода стилистических фигур и
образных выражений. Наиболее легкий, но безрезультатный для
исследователя путь - считать синестетические обороты элементарной
катахрезой (А. Квятковский), в то время как явление "переноса", лежащее
в их основе, делает их очевидным приемом иносказания, опирающимся на
сходство и связь разномодальных явлений. Возможны синестезии-метафоры
("Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего" - В. Маяковский),
синестезии-симфоры ("О небо синее, моцарть!" - В. Хлебников),
синестезии-сравнения ("И гудят как шмели золотые глаза" -
А. Вознесенский), синестезии-эпитеты ("Флейты звук зарево-голубой" -
К. Бальмонт). Они вместе с тем из-за своей необычности могут считаться
и гиперболой, особенно если это качество акцентировано ("сумасшедшие
краски... пронзительно кричат на меня" - Г. Гейне). Менее очевидна
возможность синестезий метонимической конструкции, но они, хоть и
редко, тоже встречаются - например, синестезии-синекдохи ("сеть лиан,
где длинные цветы, теряясь в небе, кончались хриплым криком попугаев"
- Д. Перс). Синестетические тропы - не изобретение поэзии. Известны
лексические синестезии, среди них есть даже языковые универсалии,
металогичность которых незаметна, стерта, превращена в штамп, и они
воспринимаются уже в номинативном значении (яркий звук, низкий тон) -
их истока кроются, вероятно, в синкретическом прамышлении. Функции
синестетических тропов в поэзии те же, что и у других тропов.
Отмеченная исследователями иерархия в направлении "переноса"
(характеристики более тонких органов чувств - к менее тонким)
объясняется не имманентными свойствами синестезий-метафор, а невольным
стремлением к "онагляживанию", "уточнению" - за счет зрительных и
осязательных определений - тех сенсорных впечатлений, собственный
словарь которых оказывается недостаточным ("Есть запах девственный,
как луч, он чист и свят, как тело детское высокий звук гобоя" -
Ш.Бодлер).
2. Метафоры и метонимии обладают всеобщностью как фундаментальные
формы сознания (в их основе, как известно, лежат ассоциации -
соответственно "по сходству" и "по смежности"). Этo позволяет
распространить некоторые выводы о синестетических тропах и на другие
искусства. Известны заключения о принципиальной метафоричности музыки
и о метонимичности живописи, где реальный цвет выступает как
принадлежность предмета, как "часть вместо целого" (К. Леви-Стросс). А
если смотреть шире, понимая под "целым" мир в его слухозрительном
единстве, то тотальной синестезией-метонимией, конкретно
синестезией-синекдохой, являются все изобразительные моносенсорные
искусства (живопись, графика, немое кино, радиотеатр). Но если их
синекдотичность, так сказать, вынужденная (хотя мы знаем, что в том их
специфика и источник возможностей), то в недавно родившемся жанре
синтетического бисенсорного (!) искусства - в представлениях "Звук и
Свет" - синекдотическое использование звука осуществляется уже
преднамеренно, что является тем исходным условием "реализации чуда",
которое, как было показано нами ранее, лежит в первичном, "магическом"
слое любого искусства. Подобный "магический" акт лежит и в основе
светомузыки, где внешне происходит материализация синестезии-метафоры
(иллюзия реально невозможного превращения звука в свет). Разумеется,
этим не исчерпывается суть данных искусств (единственный вид
искусства, содержанием которого является реализация чуда - здесь
"овеществление" гиперболы, - это цирк).
3. Изучение слухозрительных синестезий для бисенсорных искусств
необходимо, но не для рецептуализации творчества, как это делала
нормативная эстетика (теория аффектов в музыке и светомузыке, начало
звукового кино). Основным содержательным приемом синтеза является
слухозрительная полифония, которая основывается на наличии ожидаемых
синестезий и сознательном преодолении их (или следовании им -
вырождение в унисон). Еще большие ресурсы открываются при учете
феномена "внутренней полифонии", связанной с наличием "внутренней
синестезии" (которая, кстати, обусловливает возможность "внутреннего
контрапункта" и в моносенсорных искусствах). Но и нельзя при таком
сложном синтезе полностью полагаться на контекст в оценке
выразительных средств (концепция "сверхцелостного" анализа, по
А. Мазелю). Ддя того чтобы достичь эффекта контрапункта (пункт против
пункта) и управлять им, необходимо знать прежде всего - когда эти
"пункты" не противостоят друг другу (а это как раз и определяется
синестезией).
Опубликовано в кн.: Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов
"Свет и музыка". Тез. докл. 24 - июня-4 июля 1979. - Казань: КАИ,
1979, с.90-92.