для просмотра данного сайта разрешение экрана желательно 1024 на 768 точек
   
в) Публикации о синестезии и о "цветном слухе"

Проблема синестезии ("цветного слуха") – одна из самых запутанных в науке о человеке, о его способностях.

Наиболее тягостный и давний предрассудок, живучий по сей день, особенно на Западе, – буквальное понимание "синестезии" как "соощущения" и, соответственно, "цветного слуха" даже в его художественном проявлении как реального "видения" цвета при слушании музыки (что-то вроде межчувственных галлюцинаций). С этим связана, естественно, и обескураживающая оценка композиторов Скрябина, Римского-Корсакова, Мессиана как своего рода уникумов-синестетов, "страдающих" некоей удивительной, "чудесной" болезнью (т.е. как "полезной" аномалии, со знаком "плюс"). В эту же компанию относят А. Рембо, А. Блока, К. Бальмонта с их синестетическими метафорами: "А – черное", "Флейты звук зорево-голубой...".



Нужно было "перепахать" сотни, тысячи источников и документов, провести анкетный опрос всех музыкантов, художников, писателей нашей страны, чтобы со всей достоверностью понять и объяснить абсурдность этих оценок и придти к, казалось бы, простому, но не очевидному, увы, для многих, но главному для нас выводу относительно проявлений синестезии в языке и в искусстве:

«Синестезия как межчувственная ассоциация (системное свойство человеческой чувственности)" (с.236) "относится к специфическим проявлениям сущностных сил человека" (с.121) "прежде всего, в искусстве как сфере воплощения целостной универсальной человеческой чувственности» (с.121). "И именно искусство служило в ходе эволюции человечества основной областью социальной практики, где происходило формирование и развитие синестетических способностей" (с.122). (Из кн.: Б. Галеев. Человек, искусство, техника: проблема синестезии в искусстве. – Казань: Изд-во КГУ, 1987).

Автор, конечно, рад тому, что эти выводы понравились кому- то, особенно нашим молодым коллегам. Но, дорогие коллеги, представлять эти выводы в своих работах как свои собственные, – нехорошо:


"Синестезия является системным признаком чувственности, а синестетическая способность относится к фундаментальным проявлениям сущностных сил человека" (с.270). И в заключение: "Можно, таким образом, утверждать, что именно искусство, являясь особой человеческой деятельностью и той сферой социальной практики, где развивалась и функционировала межчувственная синестезия, способствовало активному развитию универсальной человеческой чувственности" (с.273). (См. ст.: В. Сайгушкина. Художественная чувственность как синестезия психической реальности. – В кн.: Аспирантский сборник. – М.: ГИИ, 2003, с.274).

А если не считать этой "мелочи", всё остальное хорошо, успехов молодому ученому! Придет время, и каждый из вас будет трепетать сам над каждой выстраданной строкой. Если она, конечно, на самом деле выстрадана…



А вот ещё один аналогичный случай – издание с многообещающим названием: "Трактат о синестезии" (авт. Э. Кузнецова. – Казань, 2004). Реально – добросовестный студенческий реферат той литературы, которая приведена в библиографических списках наших изданий (и с примерами, обильно привлекаемыми оттуда же). И как таковой, как реферат, он имеет, конечно, право на жизнь, но без претензий на "трактатность", ибо выводы каждого раздела – это тоже рефераты, пересказы, более того, просто заимствования, только, к сожалению, уже без всяких ссылок, без указаний – у кого эти выводы заимствованы (причем, порою, в искаженной и поэтому бессмысленной форме). Ограничимся следующим примером:

«... Даже выражение "цветной слух" – это скорее метафора. Метафоры основаны на ассоциациях "по сходству", которые в свою очередь подразделяются на ассоциации по содержанию (смысл, эмоциональное воздействие) и по форме (структуре). Метафоры формируются в подсознании и выходят в свет, фиксируясь в слове, которое мы воспринимаем как двойное иносказание. "Метафора" буквально означает "перенос". Синтетический перенос – это уже сравнение, то есть операция мышления. При синестезии связь формируется "по сходству" разнородных чувств (слух-зрение), что внешне выглядит как "смешение чувств". В основе синестетического восприятия лежит межчувственная ассоциация и синестезия в таком случае – это и со-представление» (Трактат о синестезии, 2004, с.107)».


А это текст уже из первоисточника:

«... И даже само понятие "цветной слух" оказывается, – это метафора!.. Метафоры, как уже давно установлено, генетически основаны на "ассоциациях по сходству", в синестезии же эта связь формируется "по сходству" разномодальных явлений, что и выглядит как "смешение чувств"... Причем сходство здесь может быть либо по содержанию (смыслу, эмоциональному воздействию), либо по форме (структуре, гештальту). Межчувственный перенос, синестетическое сравнение "по сходству" – это уже операция мышления!» (с.275). Это есть «одно из проявлений невербального мышления, формируемого в основном в подсознании. Результаты его могут выйти на свет сознания, фиксируясь в слове как особого рода метафора, т.е. иносказание, здесь – двойное иносказание, ибо "перенос" значения (как дословно переводится "метафора") осуществляется ещё и с переходом в иное чувство (с.284). По психологической своей природе это есть ассоциация, конкретно, межчувственная ассоциация. Синестезия (по крайней мере, если речь идет о том понятии, что используется в языке и в искусстве) – это не "соощущение", это скорее "со-представление"...» (с.268). (Из кн.: Галеев Б. Искусство космического века: Избр. статьи. – Казань, 2002; данные тексты, опубликованные задолго до этого в разных изданиях, были доступны всем и в "Интернете", в нашем сайте).

В итоге вопрос: не рифмованность ли слов "трактат" и "плагиат" послужила основанием пафосного анонса, вынесенного на обложку "Трактата": "Содержание монографии представляет несомненный вклад в историю науки как впервые проведенное систематизированное теоретическое исследование психофизиологического феномена, до сего дня остающегося загадкой для учёных"? Загадкой скорее остается то, как можно было решиться на такую публикацию. Впрочем, вряд ли стоит упрекать в том самого автора "Трактата".

Этот анонс на обложке подписан И.М. Юсуповым, "профессором, доктором психологических наук, заслуженным деятелем наук РТ" и, так как он поименован в самой книге "Учителем", судя по всему, большим специалистом в области синестезии (что может подтвердить любая поисковая система в интернете). А если без шуток, очень жаль, что молодой автор стал жертвой случая и ей некому было подсказать о существовании авторского права.


 
Copyright 2006. Institute “Prometheus” Home Institute “Prometheus” E-mail