1. Настоятельная необходимость изучения синэстезии
(соощущений) выявилась в основном в процессе возникновения
новых, синтетических искусств — кинематографа, видимой музыки
(работы Л. Сабанеева, J. d'Udine, C. Anschutz,
A. Wellek, С. Эйзенштейна, Z. Lissa). Но само "синтетическое
чувствование" сознательно культивировалось еще романтиками, что
определялось их основными эстетически-философскими положениями, в
особенности концепцией панмузыкальности. Позже "слияние чувств" было
возведено в обязательную и чуть ли не главную особенность
творчества символистами (поэзия Бодлера, Рембо, Верлена,
Бальмонта, проза раннего Сергеева-Ценского). В это время было
накоплено немало интересных наблюдений, но в объяснении природы
синэстезии мнения разошлись. Так, М. Nordau считал синэстезию
типичным признаком вырождения, атавизмом, тогда как A. Binet
видел в ней обычную "ассоциацию идей".
2. Несмотря на то, что с тех пор проблема синэстезии (особенно
"цветного слуха" как наиболее часто встречающейся формы
синэстезии) была темой нескольких специальных конгрессов, термин
"синэстезия" по-прежнему наполняется различным содержанием — в
зависимости от профессии исследователя. Одно из самых досадных
последствий — использование этого термина и для обозначения
навязчивых "соощущений" патологического происхождения, и для
обозначения "соощущений" ассоциативной природы, присущих каждому
человеку.
3. Для творческой практики значимыми являются синэстезии
ассоциативного происхождения (об этом предупреждают С. Эйзенштейн.
G. О'Маllеу), причем обладающие относительной
общезначимостью, а не единичные и случайные. Общезначимой же, из
бесконечного количества возможных межчувственных ассоциаций,
является та, которая по физиологической природе есть натуральный
условный рефлекс.
4. Не только проявление, но и значение синэстезии в различных
искусствах не одинаково. Эта разница становится особенно
заметной, если сравнить искусства одноэлементные (поэзия,
живопись, музыка) и синтетические (танец, кинематограф, видимая
музыка) Поэзия давно использует в своем арсенале метафор
межчувственные ассоциации. Во всех случаях элемент синэстезии
вносит свою долю в ту информацию, которая заключена "между
строк". Создаваемый вокруг слова "ореол" соощущений несет в себе
отражение нашего комплексного восприятия действительности. В
музыке явление синэстезии, обратное цветному слуху, лежит в
основе способности "живописать" звуками; именно ему мы обязаны
наличием изобразительных возможностей музыки. В живописи
выразительные свойства красок часто наделяются внесветовыми
характеристиками ("кричащие", "мягкие", "звонкие" цвета).
Художники с сильно выраженным "цветным" слухом пришли к
парадоксальной идее "перевода" конкретных музыкальных
произведений на язык живописных форм.
5. Уже о танце один из первых исследователей изучаемой
проблемы J. d'Udine писал, отмечая особенность искусств, где
видимое и слышимое выступают в реальном взаимодействии, что
"между обоими искусствами (музыкой и танцем. – Б. Г.] не
ассоциированные, а тождественные ощущения, скорее изэстезия,
нежели синэстезия".
6. Изучая законы "вертикального монтажа" в кинематографе,
С. Эйзенштейн наряду с традиционной синэстезией ввел новое
понятие – "синэстетика", которую он определяет как "способность
сводить воедино все разнообразные ощущения, приносимые из разных
областей разными органами чувств", как феномен "соизмеримой
слиянности".
7. Особенно остро проблема синэстезии встала в связи с
развитием видимой музыки. Некоторые "светомузыканты" склонны
считать, что для создания световой партии произведения
достаточно "овеществления" на экране наиболее общезначимых
ассоциаций цветного слуха. Нам пришлось столкнуться с практикой
сознательного "устанавливания" маловероятных звукосветовых
соотношений, а не только "восстанавливания" на экране того, что
чаще всего "кажется" при слушании музыки. При преднамеренном
синтезе музыки и света в оригинальном произведении видимой
музыки область возможных бисенсорных воздействий должна
определяться не постоянной и обязательной "материализацией"
цветного слуха, но соблюдением эффекта светозвука. Разумеется,
при "реализации" соответствий цветного слуха эффект светозвука
будет возникать обязательно, и к восприятию именно таких
проявлений светозвука на экране зритель будет постоянно
подготовлен как к наиболее вероятным и "желаемым".
8. Анкетный опрос по изучению цветного слуха, проведенный
СКБ "Прометей" среди всех ныне живущих музыкантов, писателей,
кинематографистов страны, наряду с интересными данными о
конкретных проявлениях синэстезии обнаружил широкий интерес к
данной проблеме и подтвердил необходимость более активного ее
изучения.
Опубликовано в кн.: Симпозиум "Проблемы
художественного восприятия (сб. тезисов). – Л.: АН СССР, 1968, с.23-25.