В рамках темы исследования "Воспитание художественного вкуса
учащейся молодежи средствами лингвомузыкальной синестезии" и в
соответствии с проблемой, стоящей перед педагогической наукой в
разработке способов и приемов более глубокого проникновения
обучающихся в суть музыкального произведения, нами начат анализ
музыковедческой литературы на предмет содержания в ней иномодальных
определений звучащего материала. Поводом послужили изначальные
предположения, сделанные в последние десятилетия некоторыми
специалистами, что почти все cловесные характеристики, описывающие
впечатления от музыки, взяты из словаря не звуковых, а иных ощущений
(то есть, все они синестетичны). Показателен в этом отношении условный
пример музыковедческого текста, придуманный Б.М.Галеевым, где курсивом
выделены все немузыкальные характеристики определения звука. Вот
отрывок из него: "На фоне грузных, багрово-мрачных колыханий медных
мягко, с ми-бемоль выступил бархатный, теплый голос гобоя,
поддержанный мерцающим пунктиром звучащих струнных и мелкими трелями
рояля. Где-то наверху ярко засверкали колокольчики, слегка оттененные
акварельными звучаниями пустых квинт у флейт. Скользящий сдвиг в
диезную тональность - и матово засветилось серебро е-moll'ного
аккорда... И когда, казалось бы, оно (звучание) заполнило весь зал,
его пронзили стремительные Fis-dur'ные аккорды фортепиано...". Автор
особо указывает, что даже такие музыкальные термины как "dur", "moll",
"бемоль", "диез" здесь оказываются этимологически связаны с
иномодальными понятиями "твердый", "мягкий", "острый" (см.: Галеев
Б.М. Светомузыка в системе искусств: Учеб.пособие. - Казань: КГК,
1991, - с.41).
В соответствии с этой гипотезой нами был проведен аналитический "срез"
годовых подборок журналов "Советская музыка" (1986), очерков в
"Музыкальной жизни" (1997-1998) Артема Варгафтика и избранных трудов
Б.В. Асафьева (М.: Изд-во АН СССР, 1952). Опубликованные первичные
данные поиска подтвердили явное количественное превосходство в
музыковедческих текстах межчувственных, то есть синестетических
характеристик музыкально-выразительных средств (см.: Педагогическое
образование: гуманистические традиции и новаторство. Мат. Межд.
науч.-практ.конф. - Казань: КГПУ, 1999, - с.152).
В настоящей публикации приводятся уже подробные результаты подобного
анализа, полученные в ходе изучения научно-исследовательских работ
крупнейшего отечественного музыковеда, академика Бориса Владимировича
Асафьева. Были полностью изучены отдельные его работы, входящие в
издание: Асафьев Б.В. Избранные труды. - М.: Изд-во АН СССР, 1952,
1954, т.1,2 - и посвященные творчеству М.И. Глинки и П.И.Чайковского, а
также "Книга о Стравинском" (Л.: Музыка, 1977).
В работе был поставлен ряд задач, из которых можно выделить, по
крайней мере, три.
Во-первых, выявить количественные соотношения между чисто звуковыми
определениями слышимого ("певучий напев", "тихий аккорд", "свистящие
трели" и др.) и иномодальными синестетическими характеристиками звука
("яркое созвучие", "холодный тон", "твердость до мажора" и др.).
Во-вторых, дать видовую классификацию этих иномодальных характеристик
по составу межчувственных связей: "осязание-слух", "зрение-слух",
"вкусовое ощущение-слух", "обоняние-слух" с указанием числа речевых
оборотов в каждой из этих групп. Кроме этого тут же отдельно выделить
среди разнообразных зрительно-слуховых синестезий такие, где
зрительные характеристики связаны с цветом (типа "малин
овый звон" и
т.п.) с целью определения в описаниях доли последних.
Наконец, в-третьих, выявить самые часто используемые автором эпитеты
своих музыкальных впечатлений в каждом классе модальностей.
Но прежде, чем приступить к рассмотрению статистических результатов,
необходимо оговорить некоторые особенности изыскания.
Ввиду того, что исследование не носило строгого лингвистического и
психологического характера, температурные, кинестетические и
вибрационные характеристики звука рассматривались в группе тактильных
ощущений, а обонятельные, из-за их малого числа, в классе вкусовых.
Поэтому все встретившиеся определения впечатлений от звучания
конкретных сочинений подразделялись с точки зрения четырех
основных
видов ощущений: зрения, слуха, осязания и вкуса (обоняния).
Помимо характеристик, относящихся к определенным произведениям,
учитывались и описания, имеющие общеоценочный характер. Например:
"знойный мелодизм Россини и Верди", "пластичность симфонизма
Чайковского". Напротив, не отразилось на арифметических данных
присутствие огромного числа чисто музыкальных ходовых терминов ("dur",
"moll", "диез", "бемоль", "стретта" и др.), так же связанных
этимологически с иными модальностями и являющихся, строго говоря,
синестетическими.
Наконец, при статистической обработке асафьевских трудов целесообразно
было, прежде всего, определить полезный объем изучаемой литературы.
Для этого были исключены все места текста, не относящиеся собственно к
описаниям конкретных музыкальных впечатлений (биографический,
иллюстрационный материал и т.п.). После чего анализируемый объем был
переведен в авторские листы (авторский лист равен 40 тыс.знаков).
Итак, в работах Асафьева о М.И. Глинке и его творчестве, включенных в I
том издания и полезным объемом 27 авторских листов, дается обзор по
следующим произведениям: "Руслан и Людмила", "Иван Сусанин",
"Камаринская", испанские увертюры и др.
В осмыслении услышанного музыковедом было выявлено всего 475
характеристик звучащего материала. Из них 446 - синестетических
("русско-светлая песнь", "вспыхивает бодрый хор", "мотив фагота,
прорезывающий фон" и др.) и 29 чисто звуковых, соответственно
("распевные подголоски"; "интонационное эхо"; "говорящие паузы" и
др.), что составляет около 6% от общего числа определений.
По количеству синестезий в этой работе преобладает класс
зрительно-слуховых определений музыкально-выразительных средств. Всего
223 словосочетания ("пышная тематическая ткань", "ясность Руслана", "в
музыке светлой и ясной" и др.). Причем цветовых описаний всего 4:
"холодное серебро звучания а-moll", "золотой, лучезарный D-dur",
"темносиний E-dur", "в золотом D-dur'е". По частоте употребления
эпитетов в данной группе модальностей превалирует определение
"пластично" - 19 случаев использования ("мелодика пластична",
"речитативы пластичны", "пластично-рельефная попевка Баяна" и др.).
Определение "плавный" встретилось в 16 словосочетаниях ("ритм
плавный", "проведение интонации плавно", "в плавном мелосе Руслана" и
др.). В 13 случаях встретилось понятие "светотень" ("светотеневые
полутоновые оттенки", "ре минор и до мажор, тоже светотень" и др.).
Класс осязательно-слуховых синестезий насчитывает 196 речевых оборотов
("колко выстукиваемые аккорды", "упругий ритм", "инструментовка
обладает гибкостью" и др.). В данной группе синестезий чаще других
употреблялось определение "мягкий" - 16 раз ("мягким переходом
голоса", "сегидилья излагается мягко", "при интонационной мягкости" и
др.). Определение "острый" и "упругий" использовались по 5 раз каждый
("остроакцентированной речью припева", "на упругих акцентах оркестра"
и др.).
И, наконец, последний класс вкусо-слуховых синестезий включает 27
описаний ("гармоний с их вкусными нюансами", "терпкими касаниями
интервалов", "напев, один другого ароматнее" и др.). В этой группе
самым употребительным явилось определение "свежо" - 13 единиц ("в
свежести интонаций", "голос свежо интонирует", "финал оперы
непревзойденный ... по свежести" и др.).
В избранных трудах о творчестве П.И.Чайковского (2-й том), имеющих
полезный объем 13 авторских листов, Асафьевым рассматриваются
следующие сочинения: "Евгений Онегин", "Чародейка", "Черевички",
"Спящая красавица" и др. Здесь выявлено 300 определений музыкальных
впечатлений. Из них 19 слуховых, то есть около 6% от общего числа
характеристик ("глухими фанфарами", "распевности мелоса", "опевающих
полутонов" и др.) и 281 синестетическое.
Группа зрительно-слуховых синестезий в данной работе составляет 138
единиц словосочетаний ("бурных вспышек музыки", "мелодические
очертания", "глиссандирующий росчерк" и др.). Внутри этого класса
обнаружено всего 3 цветовых сравнения: "тема серебристо льется",
"лазурь Es-dur'a", "бархатный менуэт звучит в темномалиновых и
переливчатых тонах". По периодичности употребления автором здесь
выделяются выражения "плавный" и "светотень" - по 16 случаев
использования в словосочетаниях ("плавно восходящий запев",
"распевается в плавном тоне", "плавные росчерки напева", "полутоновые
светотени", "тон затеняет куплетность" и др.). Определение "рельефно"
встретилось в речевых оборотах 14 раз ("рельефно оттеняет мелодией",
"интонации выступают рельефнее", "рельефно проинтонировать" и др.).
Группа осязательно-слуховых синестезий включает 128 описаний ("над
нервно пульсирующей музыкой", "секвенции своею гибкостью",
"выразительно-мягкое начало мелодии" и др.). По частоте использования
здесь преобладает понятие "опора" - 10 единиц вербальных описаний
("интонация становится опорнее", "опорными тонами", "опорная интонация
вальса" и др.). Определение "рвать" со всеми производными формами
обнаружено в 9 случаях ("фразами, прерываемыми цезурами", "прерывается
ритм-пульс", "цезуры, рвущие мысль" и др.).
Наконец, группу вкусо-слуховых синестезий составляют 15
звукоописательных сопоставлений. Причем, в 8 случаях - это речевые
обороты с понятием "сочно" ("сочной вокальностью говора", "сочности
гармоний", "партитура сочная" и др.) и в 7 - с понятием "свежо"
("свежесть музыки", "свежо звучит А-dur", "миксолидийская свежесть" и
др.).
В последнем "лабораторном материале" - "Книге о Стравинском", полезным
объемом около 14 авторских листов - автором рассматриваются такие
произведения: "Весна священная", "Соловей", "Байка", "Свадебка",
"Сказка о беглом солдате и черте", "Пульчинелла" и др.
Работа содержит около 433 всевозможных звукоописаний этих
произведений. Из них синестетических - 370 ("звонов сухих", "нет тепла
голоса", "вьющиеся попевки" и др.) и 63 звуковых ("solo поет";
"фанфарные мотивы", "звенящая звучность" и др.), то есть около 14,5%
от общей суммы определений.
Группу осязательно-слуховых синестезий составляют 176 словосочетаний
("упорно тесное соприкосновение интервалов", "музыка упруга",
"холодных интонаций" и др.). В этом классе описаний чаще других
использовался эпитет "резко" - 19 раз ("резкие мотивы", "мотив
прорезывает фон", "резкая фанфара" и др.). Определение "сухой" в
речевых оборотах встретилось 18 раз ("в сухих потрескиваниях
pizzicato", "сухой перезвон труб", "сухо отчеканенные речитативы" и
др.).
Группу зрительно-слуховых ассоциаций образуют 167 единиц
синестетических описаний ("окраска голосов", "округлости звучания", "с
оттенком звона" и др.), из которых 3 цветовых: "музыка
золотисто-иллюминовая", "звон красный", "лазурного Es-dur". По частоте
использования здесь лидируют сопоставления со словом "окрашенный" - 13
случаев ("окраска малой терции", "интонационную окраску", "наигрыш
меняет окраску" и др.). Определение "колорит" встретилось в 12 случаях
("инструментальный колорит", "колорит музыки", "колорит мелоса" и
др.).
И группу вкусо-слуховых синестезий составляют 27 речевых оборотов,
причем в 15 из них с понятием "сочный" ("сочных тембров", "сочное
восьмизвучие", "сочные окрики" и др.).
Таким образом, подтвердилось не только явное количественное
преобладание в описаниях музыки межчувственных сопоставлений над
просто слуховыми определениями звука, но и то, что три
проанализированных текста отличаются частотой встречающихся синестезий
и их типами. Так, в работе о Глинке на один авторский лист приходится
в среднем 16 синестезий. А наиболее часто появляются среди визуальных
характеристик словосочетания с понятиями "пластично" и "плавный", а в
тактильных со словами "мягкий" и "острый".
В материале о Чайковском плотность синестезий равняется 21 на
авторский лист. Наиболее часто встречаются у Асафьева такие: со словом
"плавный" и "светотень", а также с понятием "рельефно" в визуальной
группе, а в тактильной со словом "опора".
В "Книге о Стравинском" - 27 синестезий на авторский лист. А
распределение типов иное: с преобладанием здесь тактильных синестезий,
причем с такими опредениями как "резко" и "сухой", а в визуальных
определениях превалируют словосочетания с понятиями "окрашенный" и
"колорит".
Нам кажется, что в этом находит косвенное отражение сама музыка,
описанная одним и тем же музыковедом. Как бы то ни было, по нашему
мнению, в этом наличествует повод для дальнейших размышлений уже в
чисто музыковедческом плане.
Обнаружено также, что в группе зрительных (визуальных) сравнений
цветовые характеристики составляют всего около 2%. Чем же это вызвано?
Причиной тому, по мнению специалистов в области синестезии, является
тот факт, что освоение цветовых характеристик в контексте развития
мировой культуры и искусства проходило позднее чем пластического
компонента - линии, жеста, размера, конфигураций предмета. А если
обратиться к художнику как субъекту творчества - цветовые определения,
как и все качественные эпитеты, обладают меньшей общезначимостью,
будучи связаны с эмоциональными переживаниями индивида, его
воспитанием и общей культурой. Именно поэтому, вероятно, музыковеды
избегают их широкого использования. Ведь общение через научную книгу
предполагает полное и однозначное взаимопонимание. На это специально
указывал сам Асафьев: "Надо стремиться так повествовать о музыке,
чтобы чувствовалось ее звучание, и тем вовлекать в жизнь музыки". "...
В подборе и наслоении эпитетов, - подчеркивал он, - я стараюсь выявить
необходимые для меня стороны музыкального восприятия или впечатления
или внушить их "слушателям", ибо книгу эту надо не только читать, но и
слышать (впрочем, это основное свойство почти всех моих книг)."
(Избр.труды. - т.1, с.11.)
Кстати, как показывает знакомство с литературной лексикой обыденных
синестезий, проведенное в диссертации по филологическим наукам
Степанян Т.Р. "Синестетические метафоры русского языка" (М., 1987)
цветовых сравнений обнаружено мало и там - 7,7%, поскольку зрение как
орган чувств, имеет более позднюю, дифференцированную и "тонкую"
структуру, по сравнению с более "древними" ощущениями (осязанием и
т.п.).
Как показывают некоторые исследования, заметно больше цветовых
сопоставлений в поэтических текстах, например, поэтов-символистов
(Бальмонта, Блока, Анненского). Правда, там акцент символистов на
экзотических "бросающихся в глаза" цвето-слуховых "соответствиях", как
указывает Галеев Б.М., "объясняется и большей субъективностью
человеческой реакции на цвет ("на вкус и цвет - товарищей нет"), и
традиционной предрасположенностью цвета к символизации, и,
соответственно, "трансцендентным", а попросту говоря, зачастую
случайным и личным характером самих соответствий "цветного слуха".
Остается добавить, что среди иномодальных определений музыкальных
впечатлений встречается большое количество таких, которые уже давно
стали общеупотребительными и в обыденной речи. Мы все спокойно
принимаем и понимаем такие метафорические выражения, ставшие уже
привычными штампами, как "яркий звук", "сочный аккорд", "колючий
интервал", даже не задумываясь, что эпитет "яркий" - из зрительной
области ощущений человека, "сочный" - из вкусовой, а "колючий" - из
тактильной. Однако, нередко, в звукоописаниях Асафьева встречаются и
необычные, "свежие" синестетические сравнения. Их можно назвать
авторскими или индивидуальными, потому что последние несут на себе
отпечаток личности пишущего. В заключении статьи приводим самые яркие
по всем работам: "лебединые интонации g-moll'ной симфонии Моцарта",
"иронически обессиленных и искаженных интонационно кулаков начального
tutti увертюры", "тема звучит зябко", "ясно отчеканенный диатонический
каданс", "обнаженная септима", "терпкими касаниями интервалов",
"мелодика, зашнурованная в тактовый корсет", "душный и знойный B-dur",
"смягченный D-dur", "мелодический распор увеличенной кварты",
"хамелеонство интервалов", "звенящие стрелы фанфар", "капризно
искрящийся ритм", "плавно реющий вальс", "стихийно-властный смерч
звучаний", "виртуозно неблестящая фактура", "трезвость мелодики",
"хорал сытный", "зигзаги интонаций", "на фоне высекаемых фортепиано
шестнадцатых", "блестящая пассажная ракета", "инкрустации попевок",
"закругленного каданса", "фейерверочное колесо триоли", "мотивы
вставляются друг в друга", "трение нот".
Данное исследование находится в русле совместных изысканий по
программе "Университеты России", проводимых НИИ экспериментальной
эстетики "Прометей" (КГТУ им.Туполева, КГПУ).
Опубликовано в кн.: Актуальные проблемы педагогической науки:
Материалы конф.- Казань: КГПУ, 2000, с.32-38.