Понятие "синестезия" означает "перенос" качеств одной
чувственной сферы в другую (например, в расхожем выражении
русского языка "малиновый звон" цветовой характеристикой наделено
слуховое явление). С точки зрения психологии синестезия
представляет особую, межчувственную ассоциацию, т.е.
благоприобретенную способность, хотя бытует мнение и о ее
врожденном (и уникальном) характере.
Не дожидаясь ответа на вопросы о природе и значении
синестезии, дискутируемые по сей день психологами, деятели
искусства, литературы и, что важно для нас, педагоги, активно
пользуясь самим фактом существования синестезий, продуктивно
включают это понятие, это явление в контекст своих интересов. И,
несомненно, небесполезным оказывается их поиски и результаты для
самой психологии, получающей возможность проверять свои доводы в
конкретных областях человеческой жизнедеятельности.
Изучением синестезии, конкретно, анализом ее проявлений и
функций в музыке авторы занимаются около 40 лет, а где-то с конца
70-х гг. эти исследования сомкнулись и с основными,
педагогическими интересами первого из авторов. Прежде всего - это
разработка и внедрение методики "рисования музыки". К
экспериментам были привлечены студенты Казанского педуниверситета,
среди них наибольших результатов добилась И.Трофимова. Результаты
работ привлекли внимание как у нас на родине, так и за
рубежом 1.
Своеобразным итогом явилось издание многокрасочныой
книги 2.
Эксперименты подтвердили большую педагогическую эффективность
"рисования музыки" как особой формы интегративного
(полиэстетического, полихудожественного) образования и воспитания.
Привлекают эти опыты и интерес специалистов по психологии - тем,
что здесь происходит как бы свертывание динамического процесса
восприятия музыки в целостный симультанный образ.
В развитие данной методики мы решили затем обратиться к
использованию потенциала уже "вербальной" синестезии, что связано
с отработкой новой методики рисования музыки ... словами. Речь
идет здесь не об ущербном желании наделять музыку сюжетом и
эмоционально излагать этот сюжет своими словами. Музыку
пересказать словами нельзя. Речь идет совсем о другом, о
нормальном, адекватном самой сути музыки анализе ее произведений,
в котором, оказывается, наличествует своя "живопись словами", но
эта "живопись", так сказать, не натуралистическая, а абстрактная,
ориентированная, как и живопись Кандинского, на синестезию.
А началось это с того, что, анализируя язык музыковедческих
текстов, второй автор обратил внимание на то, что почти все
словесные характеристики музыкальных звучаний, разве только кроме
"громкий", "тихий" и звукоподражательных определений ("шипящий",
"звонкий" и т.д.), используются из словаря иных ощущений, прежде
всего, зрения и осязания. И привел в пример некое типовое описание
музыки:
"На фоне грузных, багрово-мрачных колыханий медных мягко, с
ми-бемоль выступил бархатный, теплый голос гобоя, поддержанный
мерцающим пунктиром звучащих струнных и мелкими трелями рояля.
Где-то наверху ярко засверкали колокольчики, слегка оттененные
акварельно-прозрачными звучаниями пустых квинт у флейт. Скользящий
сдвиг в диезную тональность - и матово засветилось серебро е-
moll'ного аккорда. Ему ответил низкий фагот, его широкий звук
густо и плотно прочертил извилистую мелодическую линию. Тяжелый
вздох валторн обозначил контуры объемного звучания, а на переднем
плане взметнулись вверх тонкие спирали скрипок. Звучание медных
ширилось, приближалось, росло. И когда, казалось бы, оно заполнило
весь зал, его пронзили стремительные Fis-dur'ные аккорды
фортепиано, чтобы затем тяжелой лавиной скатиться вниз. Мелодия
как бы расслоилась, и хроматические цепочки разложенных трезвучий
вплелись в густую многоцветную оркестровую ткань, растворились,
истаяли в ней"
и т.д 3.
Ознакомившись с разнообразием синестезий из поэтических
текстов (см. другую нашу статью в данном сборнике), можем
признать, что все выделенное здесь курсивом - из словаря именно
неслуховых, инородных воздействий, т.е., как бы то ни было,
обусловлено синестезией (и даже "dur", "moll", "бемоль", "диез",
здесь оказывается этимологически связаны с иномодальными понятиями
"твердый", "мягкий", "острый").
Аналогична ситуация, как выясняется, и в других языках, не только в
русском. 4
Учитывая это, мы предположили, что
синестетичность описаний как специфическое проявление
метафоричности может служить своего рода индикатором глубины
эмоционального проникновения в суть произведения и что, в свою
очередь, сама синестезия может стать одним из инструментов музыкального
воспитания. 5
Соответственно, освоение новой методики
связано с формированием у детей способности синестетического
мышления любыми доступными, в том числе и вербальными, средствами
и использованием ее при словесном объяснении конкретных
музыкальных явлений.
Предлагается, положим, при изучении понятия "регистр",
обращаясь к примерам синестетического описания музыки из поэзии,
пытаться "расшевелить" воображение учеников и заставить объяснить,
например, почему в стихах об арфе у А. Ахматовой рассыпается
"серебристый дождь", а в повести В.Шукшина звуки жаворонка
сравниваются с "тоненькими ниточками", т.е. высокие звуки в обоих
примерах связаны с "малым размером" (в самой природе, по ее
физическим законам, чем крупнее звучащий предмет, тем ниже звук, и
наоборот, чем выше, тем меньше и тоньше). Затем можно исполнить
"Колыбельную слоненка" К. Дебюсси, в которой известный народный
мотив "приспособлен" под крупногабаритного малыша тем,
что...смещен в низкий регистр. Более сложный пример аналогичного
синестетического содержания - пьеса "Два еврея: богатый и бедный"
из фортепьянного цикла "Картинки с выставки" М. Мусоргского. Здесь
межчувственная ассоциация, так сказать, уже "двухслойная". Но тем
не менее даже дети сходу определяют "кто есть кто" в этой пьесе.
Всем известно, что богатый обычно толще, чем бедный, который
худой. А толстый, большой - значит, и звучит ниже, степеннее, чем
высокий и юркий музыкальный образ бедного персонажа.
Приведя в пример строки из А. Пушкина: "яркий голос соловья"
или из Н. Ушакова: "звук арфы отсверкал прилежный", обратим
внимание детей, что разные регистры различаются не только по
"размеру", как было показано выше, но и по "светлоте" (обратный
пример у Горького: "черный звук" заводского гудка, или "черный и
блестящий" бас). Потому и в музыке: "Темное пламя" Скрябина,
например, звучит ниже, чем его же "Гирлянды". Стихи заставят
задуматься детей и о том, что высокие звуки еще и "острее", чем
низкие: "Длинная, тонкая, отвратительно-тонкая, тоньше комариного
писка игла", - читаем мы у Т. Толстой. Совокупное использование
подобных синестезий в самой музыке - это звучание "звездного"
неба в операх Н. Римского-Корсакова и т.п.
Так синестетические ассоциации в занимательной и неожиданной
форме помогают объяснить понятие регистра и его функций в
программной изобразительности музыки. Аналогично проводятся
занятия и с объяснением тембра, инструментовки, ритма, мелодии,
тональности, музыкальной формы и т.д.
На примерах из В. Каверина убедимся в том, что тембр чаще
всего сравнивают с цветом (вот почему во многих языках
употребляется термин "тембровая краска"): "Беспокойный красный
звучал, как альт, синий - низкий звук виолончели - вторил ему
задумчиво и осторожно".
А изменение звука по высоте, что определяет вместе с ритмом
мелодию, всегда сравнивают с рисунком, пластикой (как раз об этом
свидетельствует ходовое выражение "мелодический рисунок"). Если
звук ровный по высоте, то и воспринимается синестетически как
ровная линия. Вот как, например, поэт Н.Тихонов описывает шипенье
змеи: "Если бы меня попросили нарисовать этот звук, то я
нарисовал бы узкую, бледно-голубую полосу". А переливчатые трели
жаворонка у Шукшина превращаются уже в "витые серебряные ниточки".
Вспомним еще, например, строки из П. Антокольского: "Скрипичные
вихри, свиваясь жгутом, полосуют толпу как попало", или из
В. Бокова: "Я мелодию слышу и в этих завивающихся волосах".
Четко реагирует синестезия на мельчайшие нюансы
метроритмической организации звука: "Телефон звонким многоточием
прервал размышления" (Д."Гранин), или: "Лиловая строчка с зернистым
потрескиванием высыпает на листе" (В. Набоков о стуке пишущей
машинки). А если звук не прерывистый, а плавный, то, пожалуйста:
"Страстная мелодия полилась из-под широко проводимого смычка,
полилась, красиво изгибаясь, как та змея..." (И. Тургенев о звуках
скрипки).
Трудно ожидать, что в стихах могут быть упомянуты понятия
"лад", "тональность", но в прозе, посвященной музыкантам,
например, в повести С. Могилевской "Крепостные королевны", герои в
целой главе обсуждают, какого цвета разные тональности. Можно
разыграть такую игру и с учащимися, или провести с ними по этому
случаю анкетирование (как, впрочем, и в случае с тембрами). Затем
следует послушать любую "пейзажную" музыку Римского-Корсакова и
показать, как последовательно композитор подчиняет тональный план
музыки своей системе "цветного слуха".
А в итоге - это уже для подготовленной аудитории - можно
включить запись начала "Поэмы экстаза" Скрябина, чтобы подробно
обсудить затем мотивированность глубоко поэтичного ее описания
музыковедом Л. Данилевичем: "В эпизодах предельно утонченных,
нежных фон производит впечатление смутно колышущейся туманной
дымки. В момент появления активного волевого образа в этой дымке
словно вспыхивают мириады разноцветных огней. Их вспышки и
переливы бросают свой фантастический отблеск на самую тему,
которая тоже начинает как бы светиться, окрашиваясь в разноцветные
тона. Когда начинается большое нарастание, crescendo, блеск
оркестровых переливов начинает мало по малу усиливаться, как будто
все эти искорки и огоньки слились в одно огромное пламя. Но вот
нарастание достигло высшей своей точки и оборвалось. И в то же
мгновенье гаснет ослепительный свет, и только где-то вдали, в
сиреневой дымке тумана сверкают огненные отблески потухшего
пожара..."
Другие стихотворные или литературные примеры соответствующих
синестезий каждый учитель может подобрать самостоятельно из
тематических сборников "Музыка в зеркале поэзии" и, так сказать,
персональных книг ("Лермонтов и музыка", "Блок и музыка", "Горький
и музыка" и т.п.), а также из специальной литературы о самой
вербальной синестезии. А необходимые сопоставительные примеры
отображения видимого мира в звуках, которые можно предложить
послушать детям в подтверждение синестезий, обильно присутствуют в
изданиях о программной
музыке. 6
И что несомненно, использование данной методики благотворно
скажется не только при обучении музыке, но и позволит "попутно"
приобщиться к самым изысканным приемам поэтической речи,
способствуя активному развитию образного мышления.
___________________________________
1. Vanechkina I.L. Musical graphics as instrument for musicologists
and educators. - Leonardo, 1994, N5, p.437-439; Ванечкина И. Дети
рисуют музыку: эксперименты для школы будущего. Научный Татарстан,
1999, N 4, с.36-39.
2. Ванечкина И., Трофимова И. Дети рисуют музыку. - Казань: Фэн,
2000.
- Статья подготовлена при содействии
РГНФ (грант N 02-06-00102а)
3. Галеев Б.М. Светомузыка в системе искусств. - Казань:
Консерватория, 1991, с.41.
4. Сабанадзе М.Я. Синестезия в подъязыке музыковедения (на
материале английского языка). - Автореф. дисс. ... канд.
филол.наук. Л.: ЛГУ, 1987.
5. Готовясь к конкретным педагогическим экспериментам по новой
методике, наш другой ученик А. Овсянников подтвердил факт
насыщенности синестезией профессиональных описаний музыки,
проанализировав ряд музыковедческих текстов известных теоретиков.
(См., напр., его ст.: Синестетическая фразеология в
музыковедческих текстах Б. Асафьева. - В кн.: Прометей-2000: матер.
межд. конф. - Казань: Фэн, 2000, с.123-126.)
6. Прежде всего рекомендуем кн.: Холопова В. Музыка как вид
искусства. - СПб: Лань, 2000, с.150-154
Опубликовано в кн.: Междисциплинарные связи при изучении литературы:
(Сб. науч. тр.). - Саратов: Изд-во СГУ, 2003, с.28-33.