У Н.А. Римского-Корсакова сложилась своя система символики
тональностей. Одни тональности в его восприятии сочетали в себе сразу
три характеристики, например, D-dur: эмоциональную (властный),
образную (дневной, солнечный, царственный) и цветовую
(желтовато-золотистый). Другие были ограничены чаще двумя, иногда
одной оценкой. Так, большинству диезных тональностей соответствовали
все три характеристики, в отличие от бемольных, которые "скорее
выражали настроение", как отмечал сам композитор. Тональности
различного ладового наклонения (у Римского-Корсакова - одноименные)
отличались между собой лишь в оттенках окраски - цветовой и
эмоциональной (минор бледнее и мрачнее мажора). Окрашенными
представлялись ему не только строи, но и отдельные гармонии. Так,
септаккорды и увеличенные трезвучия имели несколько цветовых оттенков
в зависимости от входящих в них тонов (например, созвучие des-f-a
представлялось ему багрянозеленовато-розовым).
Функционально-переменные аккорды приобретали двоякую окраску
(например, доминанта D-dur'a розово-золотистая и как тоника А, и как
доминанта D).
Образная символика тональностей, а отсюда и цветовая, по нашему
мнению, были обусловлены у него наличием своего рода "тональной
оценки" явлений природы (способность, обратная цветному слуху). "Все
тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично,
встречаются исключительно только в самой природе", - признавался
композитор.
Система образных и цветовых характеристик тональностей складывалась у
Римского-Корсакова постепенно, начиная с 30-летнего возраста (1874). В
ранних сочинениях композитор зачастую выбирал тональный план
произведения, по его словам, "в угоду Балакиреву". Но начиная с
"Антара" творчество его стало являть пример развития и
последовательного применения системы тонально-образной символики.
Большую роль в педантичном культивировании этой системы сыграл
известный рационализм мышления композитора.
Анализ опер на сказочно-мифологические сюжеты, составляющих, кстати,
большинство в его оперном творчестве, показывает, что именно в них
цветотональная символика нашла наиболее полное проявление вследствие
насыщенности действия опер картинами природы, что обусловлено, в свою
очередь, пантеистическим мировоззрением Римского-Корсакова. Так,
например, восходы солнца в операх "Ночь перед рождеством", "Сказка о
царе Салтане", "Садко", "Золотой петушок", "Млада" звучат в A-dur'e.
Также последовательно употребляются синие Е 4s 0 и У-dur для звукописи
картин ночного неба, звезд и моря в тех же операх. Естественно, что в
тональной драматургии указанных опер нашли отражение и
образно-эмоциональные характеристики действующих лиц. В связи с этим
интересно отметить, что в случае контрапунктического соединения темы
природы (например, моря в VII картине "Садко") с характеристикой
героев (поезд новобрачных) композитор отдает предпочтение при выборе
тональности эмоциональному состоянию героев (солнечный D-dur, а не
синий, cумрачный E 4s 0-dur).
Необходимо отметить, что следование сложившейся системе проявилось не
только в тональных планах крупных эпизодов, но в модуляциях и
отклонениях, в синхронности отдельных слов текста, содержащих цветовую
характеристику предметов или явлений, со звучащим в данный момент
аккордом. Сам Римский-Корсаков придавал настолько большое значение
этим ассоциациям, что, например, в ремарках "Млады" предписывал менять
цвет освещения, как показал наш анализ, в соответствия с тональным
планом.
Опубликовано в кн.: Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов
"Свет и музыка". Тез. докл. 24 - июня 4 июля 1979. - Казань: КАИ,
1979, с.96-98.