|
"Визуализация" - слово иностранное, а по-нашему значит: делать
видимым невидимое. Наука уже давно пользуется приемами визуализации
определенных характеристик электрического, магнитного и всяческих
других полей, механических, тепловых и иных неоднородностей. Эти
приемы применяются с целью сделать анализируемое явление наглядным,
тем самым облегчая процессы его наблюдения, фиксирования и
измерения. Обращается к этому удобному приему даже акустика,
конкретно, музыкальная Более того, сфера действия этого
универсального принципа, если рассматривать его широко, оказывается,
охватывает и другие области музыки - уже собственно как искусства
(музыкальная психология, художественная педагогика и эстетическое
воспитание). |
Так, с начала 20 века распространение получает специфическая форма
визуализации музыки, производимая уже, так сказать, "от руки", без
всяких физических приборов. Ее назвали, как часто это бывает
"сгоряча", не очень вразумительным термином: "музыкальная графика".
Реально же эта своеобразная методика связана с "зарисовыванием"
музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными
средствами, не только графическими, но и красочными (в основном, это
абстрактные композиции).
Если обратиться к истории вопроса, впервые
эта методика была предложена и использована для целей музыкальной
педагогики и психотерапии австрийцем Оскаром Райнером, который
обобщил итоги экспериментов в специальной книге "Musikalische
Graphik", изданной в 1925 году. В следующем году он основывает в
Вене "Общество музыкальной графики" и периодическое издание по этой
проблеме. После смерти О.Райнера в 1941 г. его дело продолжили
Г.Зюндерманн и Б.Эрнст. С 1962 г. "рисование музыки" было введено в
учебный курс венской Академии музыки и изобразительного искусства, а
инициативная группа оформилась в небольшой специальный институт, при
котором был создан специальный музей лучших "портретов" музыки.
Проведенный в этом институте анализ доказывает эффективность и
перспективность методики рисования музыки в педагогике. (Итоги
деятельности, увы, к сегодняшнему дню прекратившего свою
деятельность венского Института музыкальной графики приведены в
роскошно иллюстрированной монографии "Klang-Farbe-Gebarde",
опубликованной в 1981 г.)
Методика "музыкальной графики" нашла последователей во многих
странах мира. В России, точнее, тогда еще в Советском Союзе
планомерные эксперименты в этой области были начаты около 20 лет
назад именно в Казани под руководством автора статьи, преподавателя
КГПУ (тогда еще КГПИ), и проводились затем наиболее планомерно одной
из ее учениц - И.А.Трофимовой. Опыты преследовали поначалу, в
основном, педагогические цели - проверка эффективности самого метода
в обучении музыке и живописи в условиях отечественной школы. С
научной же стороны притягательно было исследовать, как именно в
рисунках отражается музыка - от отдельных средств музыкальной
выразительности (мелодия, гармония, лад, тембр, темп, фактура,
динамика) до общего впечатления от разностилевых, разнохарактерных,
программных и непрограммных сочинений. Опыты были предварены
анкетным опросом детей по следующим таблицам соответствий:
ассоциации "день недели - цвет", "месяц - цвет", "цифра - цвет",
"гласные буквы - цвет", "чувства - цвет", "тембр - цвет". Опрос
выявил - как основополагающую - посредническую функцию эмоциональной
оценки в образовании связей во всех этих сопоставлениях, включая и
цвето-музыкальные.
Собственно рисование музыки осуществлялось с разделением учащихся на
основную (экспериментальную) и контрольную группы. В контрольной
велись обычные музыкальные занятия без рисования. В основной группе
изучались те же музыкальные произведения, что и в контрольной, но с
уже применением метода "музыкальной графики". Предварительно детей
знакомили с основными средствами музыки (мелодия, гармония, темп и
т.п.) и живописи (рисунок, колорит, композиция и т.д.). Затем
предлагалось внимательно прослушать музыку. При активном участии
детей проводился разбор ее структуры и содержания. Только после
этого дети приступали к рисованию. Контингент - учащиеся 1-10
классов общеобразовательных, музыкальных и художественных школ.
Соответственно давалось и время - 15 минут в общеобразовательной
школе (в рамках слушания музыки) и 60 минут в специализированных (по
нашей особой программе). В некоторых случаях детям предоставлялось
время для доработки своих картин во внеурочное время (с
дополнительным прослушиванием "зарисовываемой" музыки дома). На
разных этапах опыта ставились конкретные задачи по принципу от
простого к сложному: например, в направлении отражения формы и
содержания. Сначала - рисование простого для восприятия краткого
музыкального отрывка, затем - разнохарактерных одночастных
программных произведений и, наконец, непрограммных сочинений в двух-
или трехчастной форме. Обширный эксперимент был проведен по
выявлению цвето-тембровых соответствий через рисование музыки,
написанной для различных инструментов соло (скрипка, флейта,
клавесин, труба и т.д.) и различных составов оркестра
(симфонический, эстрадный и т.д.).
В один из опытов нами был включен просмотр светомузыкального фильма
(своего рода ожившей "музыкальной графики") на ту музыку, которую
детям предстояло рисовать. Что примечательно, образы показанного им
фильма не "навязали" единообразия в рисунках детей.
Наряду с экспериментами с мировой классической музыкой в начале
90-х, уже в плане исследований организованного при АН РТ НИИ
"Прометей", были проведены опыты с национальной (татарской) музыкой,
отличающейся своеобразием лада, одноголосием и богатством
мелизматики. Как и ожидалось, все это нашло отражение и в визуальном
воплощении музыки.
Самостоятельные, оригинальные эксперименты, уже чисто в эстетическом
и художественном аспекте, были осуществлены И. Трофимовой по заданию
руководителя НИИ "Прометей" Б. Галеева в последние годы. Показалось
интересным провести занятие с рисованием музыки, которая сама
генетически сопряжена с предварительной синестетической
трансформацией, - это знаменитый фортепьянный цикл "Картинки с
выставки" М. Мусоргского, который сам был инспирирован графикой
художника В.Гартмана. К ней, к этой музыке, оказывается,
впоследствии вновь обратился художник - на этот раз Кандинский, в
своей абстрактной "сценической композиции". В итоге в нашем
эксперименте представилась возможность сопоставить и сравнить все
это - графику Гартмана, музыку Мусоргского, живопись Кандинского - с
детскими рисунками на упомянутую музыку Мусоргского.
Удивительными были в художественно-педагогическим плане и результаты
рисования сложнейшей музыки нашей землячки С.Губайдулиной,
представленные на международном фестивале "Европа-Азия", проведенном
в Казани, в 1998 году.
Все эти эксперименты подтвердили, прежде всего, большую
педагогическую эффективность метода "музыкальной графики":
- рисование музыки - творческий акт, требующий самостоятельности
мышления и действия, что создает условия для максимальной
сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности, снимая
в какой-то мере даже проблему дисциплины на уроках музыки.
|
|
|
Юные зрители на одной из выставок
"Дети рисуют музыку". |
Композитор Ф. Яруллин. Танец огненной ведьмы из балета
"Шурале"
(худ.училище Г. Халилова, 17 лет, 1994г.
|
- наличие психологической установки на дальнейшее самостоятельное
действие в игровой обстановке делает восприятие более чутким и
результативным, развивает фантазию и воображение - как в плане
музыкального, так и изобразительного искусства.
- cравнительный анализ итогов последующего опроса учащихся по
пониманию содержания музыки выявил существенный рост интереса и
более высокую эффективность усвоения материала экспериментальных
групп по сравнению с контрольными.
- длительность срока проведения эксперимента позволила подтвердить
гораздо большую глубину и прочность знания музыки при проверке через
несколько лет в экспериментальных классах.
- рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой
произведения служат своеобразным визуально фиксированным
"документом", позволяющим: с одной стороны, судить о глубине
восприятия музыки, а с другой - о типологических особенностях
личности самих учащихся. Это такой вид "обратной связи", которая
недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем
на каждом уроке и по отношению в каждому ребенку.
Кроме того, сами рисунки детей, как показал опыт проведения наших
выставок, уже за пределами целей педагогики представляют интерес как
продукты творчества, как самостоятельные, пусть и экзотического
свойства "произведения", достойные внимания зрителей (не только
детей, но и взрослых), а для специалистов в области психологии
искусства и эстетики они могут стать благодатным материалом для
изучения специфики искусства в разных ее аспектах. Поэтому они
неоднократно обсуждались на разного рода научных форумах, у нас в
стране и за рубежом, экспонировались, например, на специальных
выставках "Дети рисуют музыку" во время всесоюзных конференций
(Казань, 1979, 1986) и на фестивале "Свет и музыка" (1987), на
аналогичных всероссийских семинарах и фестивалях 1995, 1996 г.
Привлекают они и интерес специалистов по музыкальной
психологии - тем, что в них происходит как бы свертывание
динамического процесса восприятия музыки в целостный симультанный
образ. Подтвердили эти эксперименты и наши научные предположения о
закономерностях синестезии, "цветного слуха" (слухозрительных
ассоциаций). С уверенностью можно констатировать следующие
слухозрительные соответствия: мелодия - рисунок, тембр - цвет,
регистр - светлота, тональность - колорит и т.д. Для специалистов в
области эстетики - это повод и дополнительный довод в обсуждении
проблемы единства искусств.
В каком же отношении находятся результаты этих опытов по рисованию
музыки с другими, например физическими приемами визуализации музыки?
Видимо, в тех же, которые существуют между психологией и музыкальной
акустикой, процессом слуховой перцепции, восприятия искусства и
физикой самого звукового процесса. Какова структура, иерархия этих
отношений, конкретно, в контексте синестезии, - предмет особого
комплексного исследования, суть которого вкратце была представлена
Б.Галеевым в серии его статей.
*)
Более подробные сведения о "музыкальной графике", о
методике "Дети рисуют музыку" изложены в нашей одноименной книге
(написанной с И. Трофимовой), которая скоро выйдет в свет как
совместное издание редакции журнала "Казань" и издательства "ФЭН" (с
большим количеством цветных иллюстраций, чему мы обязаны Фонду
Сороса, который финансирует это издание). Следует полагать, что эта
книга будет полезна не только педагогам и ученым, но и всем
любителям искусства...
Литература:
- Лившиц Д.С. Музыка и математика. - Алма-Ата, Изд-во "Казахстан",
1976.
- Rainer O. Musikalishe Graphik. - Wien, 1923.
- Ernst B. Sunderman H. Die Musikalische Graphik. Wien, 1982.
- Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в
искусстве). - Казань, Изд-во КГУ, 1987.
- Трофимова И.А. Дети рисуют "Картинки с выставки" М. Мусоргского. -
В кн.: Электроника, музыка, свет (тез.межд.конф. - Казань: АНТ,
1996, с.52-55.
- Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Сценическая композиция "Картинки с
выставки" В. Кандинского. - Там же, с.55-58.
- Ванечкина И.Л. Советские музыканты и светомузыка. // Искусство
светящихся звуков. - Казань, 1973, с.89-110.
- Ванечкина И.Л. и др. Музыкальная графика в школах Казани. //
Научно-технический семинар "Синтез искусств в эпоху НТР" - Тез.
докл. - Казань, 1987, с.153-154.
- Ванечкина И.Л. Эксперименты по "музыкальной графике" за рубежом
// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в
педагогике / Тез.докл. - Казань, 1988, с.66-68.
- Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. "Музыкальная графика" как
эффективный метод музыкального воспитания // Профессиональная
подготовка учителя музыки. - Казань, 1991. - с.113-127.
- Vanechkina I.L. "Musical Graphics" as an Instrument for
Musicologists and Educators. - Leonardo, 1994, N 5, p.437-439.
- Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку.- Казань,
1999.
___________________________________
*) Эксперименты по "музыкальной графике"
за рубежом. - В кн.: Функциональная светомузыка на производстве, в
медицине и в педагогике (тез.докл.). - Казань: КАИ, 1988, с.66-68;
"Музыкальная графика" как эффективный метод музыкального воспитания.
- В кн.: Профессиональная подготовка учителя музыки. - Казань: КГПИ, 1991,
с.113-127; "Musical Graphics" as an Instrument for Musicologists and
Educators. - Leonardo, 1994, N 5, p.437-439.
Опуб. в журнале "Научный Татарстан". - Казань, 1999, N 4, с.36-40, ч/б фото.
|