для просмотра данного сайта разрешение экрана желательно 1024 на 768 точек
   
"ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ":
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ШКОЛЫ БУДУЩЕГО

Ванечкина И.Л.

"Визуализация" - слово иностранное, а по-нашему значит: делать видимым невидимое. Наука уже давно пользуется приемами визуализации определенных характеристик электрического, магнитного и всяческих других полей, механических, тепловых и иных неоднородностей. Эти приемы применяются с целью сделать анализируемое явление наглядным, тем самым облегчая процессы его наблюдения, фиксирования и измерения. Обращается к этому удобному приему даже акустика, конкретно, музыкальная Более того, сфера действия этого универсального принципа, если рассматривать его широко, оказывается, охватывает и другие области музыки - уже собственно как искусства (музыкальная психология, художественная педагогика и эстетическое воспитание).

Так, с начала 20 века распространение получает специфическая форма визуализации музыки, производимая уже, так сказать, "от руки", без всяких физических приборов. Ее назвали, как часто это бывает "сгоряча", не очень вразумительным термином: "музыкальная графика". Реально же эта своеобразная методика связана с "зарисовыванием" музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами, не только графическими, но и красочными (в основном, это абстрактные композиции).

Если обратиться к истории вопроса, впервые эта методика была предложена и использована для целей музыкальной педагогики и психотерапии австрийцем Оскаром Райнером, который обобщил итоги экспериментов в специальной книге "Musikalische Graphik", изданной в 1925 году. В следующем году он основывает в Вене "Общество музыкальной графики" и периодическое издание по этой проблеме. После смерти О.Райнера в 1941 г. его дело продолжили Г.Зюндерманн и Б.Эрнст. С 1962 г. "рисование музыки" было введено в учебный курс венской Академии музыки и изобразительного искусства, а инициативная группа оформилась в небольшой специальный институт, при котором был создан специальный музей лучших "портретов" музыки. Проведенный в этом институте анализ доказывает эффективность и перспективность методики рисования музыки в педагогике. (Итоги деятельности, увы, к сегодняшнему дню прекратившего свою деятельность венского Института музыкальной графики приведены в роскошно иллюстрированной монографии "Klang-Farbe-Gebarde", опубликованной в 1981 г.)

Методика "музыкальной графики" нашла последователей во многих странах мира. В России, точнее, тогда еще в Советском Союзе планомерные эксперименты в этой области были начаты около 20 лет назад именно в Казани под руководством автора статьи, преподавателя КГПУ (тогда еще КГПИ), и проводились затем наиболее планомерно одной из ее учениц - И.А.Трофимовой. Опыты преследовали поначалу, в основном, педагогические цели - проверка эффективности самого метода в обучении музыке и живописи в условиях отечественной школы. С научной же стороны притягательно было исследовать, как именно в рисунках отражается музыка - от отдельных средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, лад, тембр, темп, фактура, динамика) до общего впечатления от разностилевых, разнохарактерных, программных и непрограммных сочинений. Опыты были предварены анкетным опросом детей по следующим таблицам соответствий: ассоциации "день недели - цвет", "месяц - цвет", "цифра - цвет", "гласные буквы - цвет", "чувства - цвет", "тембр - цвет". Опрос выявил - как основополагающую - посредническую функцию эмоциональной оценки в образовании связей во всех этих сопоставлениях, включая и цвето-музыкальные.

Собственно рисование музыки осуществлялось с разделением учащихся на основную (экспериментальную) и контрольную группы. В контрольной велись обычные музыкальные занятия без рисования. В основной группе изучались те же музыкальные произведения, что и в контрольной, но с уже применением метода "музыкальной графики". Предварительно детей знакомили с основными средствами музыки (мелодия, гармония, темп и т.п.) и живописи (рисунок, колорит, композиция и т.д.). Затем предлагалось внимательно прослушать музыку. При активном участии детей проводился разбор ее структуры и содержания. Только после этого дети приступали к рисованию. Контингент - учащиеся 1-10 классов общеобразовательных, музыкальных и художественных школ. Соответственно давалось и время - 15 минут в общеобразовательной школе (в рамках слушания музыки) и 60 минут в специализированных (по нашей особой программе). В некоторых случаях детям предоставлялось время для доработки своих картин во внеурочное время (с дополнительным прослушиванием "зарисовываемой" музыки дома). На разных этапах опыта ставились конкретные задачи по принципу от простого к сложному: например, в направлении отражения формы и содержания. Сначала - рисование простого для восприятия краткого музыкального отрывка, затем - разнохарактерных одночастных программных произведений и, наконец, непрограммных сочинений в двух- или трехчастной форме. Обширный эксперимент был проведен по выявлению цвето-тембровых соответствий через рисование музыки, написанной для различных инструментов соло (скрипка, флейта, клавесин, труба и т.д.) и различных составов оркестра (симфонический, эстрадный и т.д.).

В один из опытов нами был включен просмотр светомузыкального фильма (своего рода ожившей "музыкальной графики") на ту музыку, которую детям предстояло рисовать. Что примечательно, образы показанного им фильма не "навязали" единообразия в рисунках детей.

Наряду с экспериментами с мировой классической музыкой в начале 90-х, уже в плане исследований организованного при АН РТ НИИ "Прометей", были проведены опыты с национальной (татарской) музыкой, отличающейся своеобразием лада, одноголосием и богатством мелизматики. Как и ожидалось, все это нашло отражение и в визуальном воплощении музыки.

Самостоятельные, оригинальные эксперименты, уже чисто в эстетическом и художественном аспекте, были осуществлены И. Трофимовой по заданию руководителя НИИ "Прометей" Б. Галеева в последние годы. Показалось интересным провести занятие с рисованием музыки, которая сама генетически сопряжена с предварительной синестетической трансформацией, - это знаменитый фортепьянный цикл "Картинки с выставки" М. Мусоргского, который сам был инспирирован графикой художника В.Гартмана. К ней, к этой музыке, оказывается, впоследствии вновь обратился художник - на этот раз Кандинский, в своей абстрактной "сценической композиции". В итоге в нашем эксперименте представилась возможность сопоставить и сравнить все это - графику Гартмана, музыку Мусоргского, живопись Кандинского - с детскими рисунками на упомянутую музыку Мусоргского.

Удивительными были в художественно-педагогическим плане и результаты рисования сложнейшей музыки нашей землячки С.Губайдулиной, представленные на международном фестивале "Европа-Азия", проведенном в Казани, в 1998 году.

Все эти эксперименты подтвердили, прежде всего, большую педагогическую эффективность метода "музыкальной графики":

- рисование музыки - творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создает условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности, снимая в какой-то мере даже проблему дисциплины на уроках музыки.


  
Юные зрители на одной из выставок
"Дети рисуют музыку".
Композитор Ф. Яруллин. Танец огненной ведьмы из балета "Шурале"
(худ.училище Г. Халилова, 17 лет, 1994г.

- наличие психологической установки на дальнейшее самостоятельное действие в игровой обстановке делает восприятие более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение - как в плане музыкального, так и изобразительного искусства.

- cравнительный анализ итогов последующего опроса учащихся по пониманию содержания музыки выявил существенный рост интереса и более высокую эффективность усвоения материала экспериментальных групп по сравнению с контрольными.

- длительность срока проведения эксперимента позволила подтвердить гораздо большую глубину и прочность знания музыки при проверке через несколько лет в экспериментальных классах.

- рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным "документом", позволяющим: с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой - о типологических особенностях личности самих учащихся. Это такой вид "обратной связи", которая недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем на каждом уроке и по отношению в каждому ребенку.

Кроме того, сами рисунки детей, как показал опыт проведения наших выставок, уже за пределами целей педагогики представляют интерес как продукты творчества, как самостоятельные, пусть и экзотического свойства "произведения", достойные внимания зрителей (не только детей, но и взрослых), а для специалистов в области психологии искусства и эстетики они могут стать благодатным материалом для изучения специфики искусства в разных ее аспектах. Поэтому они неоднократно обсуждались на разного рода научных форумах, у нас в стране и за рубежом, экспонировались, например, на специальных выставках "Дети рисуют музыку" во время всесоюзных конференций (Казань, 1979, 1986) и на фестивале "Свет и музыка" (1987), на аналогичных всероссийских семинарах и фестивалях 1995, 1996 г. Привлекают они и интерес специалистов по музыкальной психологии - тем, что в них происходит как бы свертывание динамического процесса восприятия музыки в целостный симультанный образ. Подтвердили эти эксперименты и наши научные предположения о закономерностях синестезии, "цветного слуха" (слухозрительных ассоциаций). С уверенностью можно констатировать следующие слухозрительные соответствия: мелодия - рисунок, тембр - цвет, регистр - светлота, тональность - колорит и т.д. Для специалистов в области эстетики - это повод и дополнительный довод в обсуждении проблемы единства искусств.

В каком же отношении находятся результаты этих опытов по рисованию музыки с другими, например физическими приемами визуализации музыки? Видимо, в тех же, которые существуют между психологией и музыкальной акустикой, процессом слуховой перцепции, восприятия искусства и физикой самого звукового процесса. Какова структура, иерархия этих отношений, конкретно, в контексте синестезии, - предмет особого комплексного исследования, суть которого вкратце была представлена Б.Галеевым в серии его статей. *)

Более подробные сведения о "музыкальной графике", о методике "Дети рисуют музыку" изложены в нашей одноименной книге (написанной с И. Трофимовой), которая скоро выйдет в свет как совместное издание редакции журнала "Казань" и издательства "ФЭН" (с большим количеством цветных иллюстраций, чему мы обязаны Фонду Сороса, который финансирует это издание). Следует полагать, что эта книга будет полезна не только педагогам и ученым, но и всем любителям искусства...


Литература:
  1. Лившиц Д.С. Музыка и математика. - Алма-Ата, Изд-во "Казахстан", 1976.
  2. Rainer O. Musikalishe Graphik. - Wien, 1923.
  3. Ernst B. Sunderman H. Die Musikalische Graphik. Wien, 1982.
  4. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). - Казань, Изд-во КГУ, 1987.
  5. Трофимова И.А. Дети рисуют "Картинки с выставки" М. Мусоргского. - В кн.: Электроника, музыка, свет (тез.межд.конф. - Казань: АНТ, 1996, с.52-55.
  6. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Сценическая композиция "Картинки с выставки" В. Кандинского. - Там же, с.55-58.
  7. Ванечкина И.Л. Советские музыканты и светомузыка. // Искусство светящихся звуков. - Казань, 1973, с.89-110.
  8. Ванечкина И.Л. и др. Музыкальная графика в школах Казани. // Научно-технический семинар "Синтез искусств в эпоху НТР" - Тез. докл. - Казань, 1987, с.153-154.
  9. Ванечкина И.Л. Эксперименты по "музыкальной графике" за рубежом // Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике / Тез.докл. - Казань, 1988, с.66-68.
  10. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. "Музыкальная графика" как эффективный метод музыкального воспитания // Профессиональная подготовка учителя музыки. - Казань, 1991. - с.113-127.
  11. Vanechkina I.L. "Musical Graphics" as an Instrument for Musicologists and Educators. - Leonardo, 1994, N 5, p.437-439.
  12. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку.- Казань, 1999.
___________________________________
*) Эксперименты по "музыкальной графике" за рубежом. - В кн.: Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике (тез.докл.). - Казань: КАИ, 1988, с.66-68; "Музыкальная графика" как эффективный метод музыкального воспитания. - В кн.: Профессиональная подготовка учителя музыки. - Казань: КГПИ, 1991, с.113-127; "Musical Graphics" as an Instrument for Musicologists and Educators. - Leonardo, 1994, N 5, p.437-439.

Опуб. в журнале "Научный Татарстан". - Казань, 1999, N 4, с.36-40, ч/б фото.

 
Copyright 2006. Institute “Prometheus” Home Institute “Prometheus” E-mail