От редакции:
Читатели журнала уже имели возможность познакомиться со
статьями сотрудников казанского НИИ "Прометей". Тематика их
многолетних исследований - синтез искусств, психологические
основания этого синтеза, рождение новых искусств, технизация
современной художественной культуры. Особое внимание они уделяют
синестезии (межчувственным ассоциациям, межсенсорным аналогиям) и
конкретному ее проявлению, "цветному слуху". Сегодня мы предлагаем
статью знакомых уже нам авторов, посвященную использованию новой
перспективной методики художественной педагогики, опирающейся на
синестетические способности, - "рисования музыки", причем не
только красками, но и словами. Все это органично вписывается в
современную концепцию полиэстетического воспитания. К тексту
прилагается специальный цветной вкладыш с большим количеством
иллюстраций - примеров визуальной интерпретации музыкальных
произведений детьми.
_________ * _________
"Визуализация" - слово иноземное, а по-нашему значит: делать
видимым невидимое. Наука, как известно, уже давно пользуется
приемами визуализации определенных характеристик электрического,
магнитного и всяческих других полей, механических, тепловых и иных
неоднородностей. Эти приемы применяются с целью сделать
анализируемое явление наглядным, тем самым облегчая процессы его
наблюдения, фиксирования и измерения. Обращается к этому удобному
приему даже акустика, конкретно, музыкальная
(рис. 1). 1
Более того, сфера действия этого универсального принципа, если
рассматривать его широко, оказывается, охватывает и другие области
музыки - уже собственно как искусства (музыкальная психология,
художественная педагогика и эстетическое воспитание).
Так, уже с давыних пор известны наивные попытки "визуализации
музыки", производимые еще, так сказать, "от руки", без всяких
приборов (рис. 2 и 3), сохранившиеся по сей день в слегка
ироничной форме (рис. 4). А для начала ХХ века стремление
изобразить уже не собственно звук, а впечатление от музыки привело
к открытию специфической формы взаимопроникновения искусств. После
освоения возможностей абстрактной живописи (В. Кандинский, Ф. Купка,
К. Малевич и др.) некоторые художники решились на отчаянный
эксперимент - не просто подражать музыке, а рисовать своего рода
"портреты" вполне определенных музыкальных произведений (рис. 5 и
6). Особой художественной ценности достичь здесь было трудно, тем
более при стремлении буквального "перевода" музыки в живопись. Но
эти работы привлекли пристальное внимание психологов,
исследователей синестезии ("цветного слуха") и педагогов. Так уж
получилось, что именно в педагогике эту методику визуализации
музыки назвали, как часто это бывает "сгоряча", не очень
вразумительным термином - "музыкальная графика". Так и
закрепилось. Реально же эта своеобразная синестетическая методика
связана с "зарисовыванием" музыкальных впечатлений любыми
живописно-изобразительными средствами, не только графическими, но
и красочными (в основном, это абстрактные композиции). Если
обратиться к истории вопроса, впервые эта методика была предложена
и использована для целей музыкальной педагогики и психотерапии
австрийцем Оскаром Райнером, который обобщил итоги экспериментов в
специальной книге, изданной еще в 1925
году. 2
Затем он основывает
в Вене "Общество музыкальной графики" и периодическое издание по
этой проблеме. После смерти О. Райнера в 1941 г. его дело
продолжили Г. Зюндерманн и Б. Эрнст. С 1962 г. "рисование музыки"
было введено в учебный курс венской Академии музыки и
изобразительного искусства, а инициативная группа оформилась в
небольшой институт, при котором был создан специальный музей
лучших "портретов" музыки. Проведенный в этом институте анализ
доказывает эффективность и перспективность методики рисования
музыки в педагогике. 3
Рис. 1. Школьные эксперименты по акустике с
получением так называемых
"фигур Хладни" из сыпучего песка на звучащей пластинке
Методика "музыкальной графики" нашла последователей во многих
странах мира. В России, точнее, тогда еще в Советском Союзе,
планомерные эксперименты в этой области были начаты более 20 лет
назад именно в Казани под руководством авторов статьи, привлекших
к своей работе студентов
пединститута. 4
Наиболее интересные
результаты были получены И. Трофимовой, продолжающей внедрять эту
методику по сей день. 5
Опыты преследовали как педагогические цели
- проверка эффективности самого метода в обучении музыке и
живописи в условиях отечественной школы, так и научные - было
притягательно исследовать, каким именно образом в рисунках
отражается музыка: от отдельных средств музыкальной
выразительности (мелодия, гармония, лад, тембр, темп, фактура,
динамика) до общего впечатления от разностилевых,
разнохарактерных, программных и непрограммных сочинений. Опыты
были предварены анкетным опросом детей по следующим таблицам
соответствий: ассоциации "день недели - цвет", "месяц - цвет",
"цифра - цвет", "гласные буквы - цвет", "чувства - цвет",
"тембр - цвет". Опрос выявил - как основополагающую - посредническую
функцию эмоциональной оценки в образовании связей во всех этих
сопоставлениях, включая и цвето-музыкальные.
Рис. 2. Так художник с острова Пасхи запечатлел неуловимый звук крика птиц.
Собственно рисование музыки осуществлялось с разделением
учащихся на основную (экспериментальную) и контрольную группы. В
контрольной велись обычные музыкальные занятия без рисования. В
основной группе изучались те же музыкальные произведения, что и в
контрольной, но с уже применением метода "музыкальной графики".
Предварительно детей знакомили с основными средствами музыки
(мелодия, гармония, темп и т.п.) и живописи (рисунок, колорит,
композиция и т.д.). Затем предлагалось внимательно прослушать
музыку. При активном участии детей проводился разбор ее структуры
и содержания. Только после этого дети приступали к рисованию.
Контингент - учащиеся 1-10 классов общеобразовательных,
музыкальных и художественных школ и училищ. Соответственно,
давалось и время - 15 минут в общеобразовательной школе (в рамках
слушания музыки) и 60 минут в специализированных (по нашей особой
программе). В некоторых случаях детям предоставлялось время для
доработки своих картин во внеурочное время (с дополнительным
прослушиванием "зарисовываемой" музыки дома). На разных этапах
опыта ставились конкретные задачи по принципу от простого к
сложному: например, в направлении отражения формы и содержания.
Сначала - рисование простого для восприятия краткого музыкального
отрывка, затем - разнохарактерных одночастных программных
произведений и, наконец, непрограммных сочинений в двух- или
трехчастной форме. Обширный эксперимент был проведен по выявлению
цвето-тембровых соответствий через рисование музыки, написанной
для различных инструментов соло (скрипка, флейта, клавесин, труба
и т.д.) и различных составов оркестра (симфонический, эстрадный и
т.д.).
Наряду с экспериментами с мировой классической музыкой в начале
90-х, уже в плане исследований организованного при АН Татарстана
НИИ "Прометей", были проведены опыты с национальной (татарской)
музыкой, отличающейся своеобразием лада, одноголосием и богатством
мелизматики. Как и ожидалось, все это нашло отражение и в
визуальном воплощении музыки.
6
Самостоятельные, оригинальные эксперименты, уже чисто в
эстетическом и художественном аспекте, были осуществлены
И. Трофимовой по нашему предложению в последние годы. Показалось
интересным провести занятие с рисованием музыки, которая сама
генетически сопряжена с предварительной синестетической
трансформацией, - это знаменитый фортепьянный цикл "Картинки с
выставки" М. Мусоргского, который, как известно, сам был
инспирирован графикой художника В.Гартмана. К ней, к этой музыке,
оказывается, впоследствии вновь обратился художник -
на этот раз В.Кандинский, в своей абстрактной "сценической
композиции". 7
В итоге в нашем эксперименте представилась
возможность сопоставить и сравнить все это - графику Гартмана,
музыку Мусоргского, живопись Кандинского - с детскими рисунками на
упомянутую музыку. Налицо сказалось многообразие творческих
интерпретаций при сохранении базовых синестетических
аналогий. 8
Удивительными были в художественно-педагогическим плане и
результаты рисования сложнейшей музыки нашей землячки
С. Губайдулиной, представленные на международном музыкальном
фестивале "Европа-Азия", проведенном в Казани в 1998
году. 9
Все эти эксперименты подтвердили, прежде всего, большую
педагогическую эффективность метода "музыкальной графики" как
особой формы полиэстетического, полихудожественного образования и
воспитания:
- рисование музыки - творческий акт, требующий
самостоятельности мышления и действия, что создает условия для
максимальной сосредоточенности, активизации внимания,
заинтересованности, снимая в какой-то мере даже проблему
дисциплины на уроках музыки;
- наличие психологической установки на дальнейшее
самостоятельное действие в игровой обстановке делает восприятие
более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение -
заметим особо, как в плане музыкального, так и изобразительного
искусства;
- сравнительный анализ итогов последующего опроса учащихся по
пониманию содержания музыки выявил существенный рост интереса и
более высокую эффективность усвоения материала экспериментальных
групп по сравнению с контрольными;
- длительность срока проведения конкретных опытов позволила
подтвердить гораздо большую глубину и прочность знания музыки при
проверке через несколько лет в экспериментальных классах;
- рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой
произведения служат своеобразным визуально фиксированным
"документом", позволяющим: с одной стороны, судить о глубине
восприятия музыки, а с другой - о типологических особенностях
личности самих учащихся. Это такой вид "обратной связи", которая
недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование),
причем на каждом уроке и по отношению в каждому ребенку.
|
|
Рис. 3. Фрагмент лубочной картинки |
Рис. 4. Шутливое изображение звуков музыки (худ. С.Стайнберг)
Кроме того, сами рисунки детей, как показал опыт проведения
наших выставок, уже за пределами целей педагогики представляют
интерес как продукты творчества, как самостоятельные, пусть и
экзотического свойства "произведения", достойные внимания зрителей
(не только детей, но и взрослых), а для специалистов в области
психологии искусства и эстетики они могут стать благодатным
материалом для сопоставительного изучения видовой специфики и
единства искусств. Поэтому они неоднократно обсуждались в печати
на разного рода научных форумах, у нас в стране и за рубежом,
экспонировались, например, на специальных выставках "Дети рисуют
музыку" во время всесоюзных конференций (Казань, 1979, 1986) и на
фестивале "Свет и музыка" (1987), на аналогичных всероссийских и
международных семинарах и симпозиумах в Казани в 1995, 1996, 2000 гг.
(рис. 5 и 6). 10
Привлекают они и интерес специалистов по
музыкальной психологии - тем, что в них происходит как бы
свертывание динамического процесса восприятия музыки в целостный
симультанный образ. Подтвердили эти эксперименты и наши научные
предположения о закономерностях синестезии, "цветного слуха"
(слухозрительных ассоциаций). И если дополнить их данными из
опыта создания светомузыкальыных фильмов, с уверенностью можно
констатировать следующие общезначимые слухозрительные
соответствия:
Рис.5 |
|
Рис.6 |
Рис. 5 и 6. Работы художника Х. Майер-Тура (Германия, 20-е годы).
Каждый сразу узнает, где здесь нарисован Вальс из оперы Ш.Гуно "Фауст",
а где Токката и фуга ре-минор И.С. Баха |
динамика музыки |
- |
динамика "жеста" (это и движение его в глубину, и изменение
яркости); |
мелодическое развитие |
- |
динамика пластики, рисунка; |
темп музыки |
- |
скорость движения и трансформации визуальных образов; |
метр, ритм |
- |
акценты в динамике визуальной пластики; |
тембровое развитие |
- |
цветовое развитие пластики; |
изменение тональности |
- |
развитие колорита всей картины или цветовых планов (при
политональности); |
смена лада |
- |
просветление колорита; |
сдвиг по регистрам |
- |
изменение размера и сопутствующей тому концентрации света
(светлоты рисунка). |
А если обратиться к более общим, психолого-эстетическим итогам,
можно заключить: еще раз подтвердились и углубились в деталях
основные положения разработанной в НИИ "Прометей" теории
синестезии. Получены веские доводы в критике физиологических,
мистических объяснений ее природы, - в пользу общезначимости
синестезии как проявления "сущностных сил" человека. На
многообразном и обширном материале экспериментов, проведенных с
неискушенной, не испорченной "плодами просвещения" аудиторией,
показана несостоятельность позиций некоторых теоретиков,
утверждающих, что собственно чувственной синестезии не существует,
а даже самые распространенные синестезии будто бы есть чисто
языковой продукт, не связанный с реальностью.
11
Так или иначе,
теория синестезии в опытах с "музыкальной графикой" получает свое
дополнительное подтверждение и развитие, а наличие достоверной
теории синестезии, в свою очередь, позволяет уверенней
использовать приемы "музыкальной графики" в педагогике, при
обучении и воспитании подрастающего поколения.
Рисование музыки оказалось отнюдь не единственной
синестетической методикой, связанной с ее "визуализацией".
Проводятся аналогичные занятия с созданием скульптур - "лепим
музыку!"
12.
И дети даже особые города строят - конечно, это макеты из бумаги, - там,
где "живет" музыка Бетховена, Скрябина!..
13
Те же синестетические
цели преследуются и на уроках с хореографическим отображением
музыки, осуществляемым самими детьми.
14
Предлагается сочетать создание
"виузуальных портретов" музыки с сочинением стихов "по поводу
музыки", воспроизводить на инструментах собственные музыкальные
импровизации на тему живописных и поэтических работ - здесь
следует, кроме упомянутых работ из Москвы, Екатеринбурга выделить
интересные опыты педагогических коллективов Санкт-Петербурга
15,
Новосибирска 16,
Астрахани17.
Мы у себя в Казани решили обратиться к использованию, наряду со
всеми этими приемами, потенциала словесной синестезии и
синестетических игр.
Первое из них связано с отработкой новой методики рисования
музыки ... словами. Не бойтесь, речь идет не об ущербном желании
наделять музыку сюжетом и эмоционально излагать этот сюжет своими
словами. Музыку пересказать словами нельзя. Речь идет совсем о
другом, о нормальном, адекватном самой сути музыки анализе ее
произведений, в котором, оказывается, наличествует своя "живопись
словами", но эта "живопись", так сказать, не натуралистическая, а
абстрактная.
Однажды, давным-давно, объясняя на каком-то музыковедческом
семинаре, что такое синестезия, "цветной слух", один из авторов
этой статьи, Галеев Б., рискнул вдруг заявить, что все словесные
характеристики музыкальных звучаний, разве только кроме
"громкий", "тихий" и звукоподражательных определений ("шипящий",
"звонкий" и т.д.), используются из словаря иных ощущений, прежде
всего, зрения и осязания. Взял с рояля первый попавшийся журнал
"Советская музыка" и начал читать описание какого-то концерта. И
мы сами не поверили, и аудитория поразилась - оказывается, все на
самом деле так и есть. Обратите сами внимание на приведенный ниже
некий музыковедческий текст:
"На фоне грузных, багрово-мрачных колыханий медных мягко,
с ми-бемоль выступил барахатный, теплый голос гобоя,
поддержанный мерцающим пунктиром звучащих струнных и мелкими
трелями рояля. Где-то наверху ярко засверкали колокольчики,
слегка оттененные акварельно-прозрачными звучаниями пустых
квинт у флейт. Скользящий сдвиг в диезную тональность - и
матово засветилось серебро е-moll'ного аккорда. Ему ответил
низкий фагот, его широкий звук густо и плотно прочертил
извилистую мелодическую линию. Тяжелый вздох валторн обозначил
контуры объемного звучания, а на переднем плане взметнулись
вверх тонкие спирали скрипок. Звучание медных ширилось,
приближалось, росло. И когда, казалось бы, оно заполнило весь
зал, его пронзили стремительные Fis-dur'ные аккорды фортепиано,
чтобы затем тяжелой лавиной скатиться вниз. Мелодия как бы
расслоилась, и хроматические цепочки разложенных трезвучий
вплелись в густую многоцветную оркестровую ткань, растворились,
истаяли в ней" и т.д.
18
Ознакомившись с разнообразием синестезий из поэтических
текстов, можем признать, что все выделенное здесь курсивом - из
словаря именно неслуховых, инородных воздействий, т.е., как бы то
ни было, обусловлено синестезией (и даже "dur", "moll", "бемоль",
"диез", здесь оказываются этимологически связаны с иномодальными
понятиями "твердый", "мягкий", "острый").
Аналогичная ситуация, оказывается и в других языках, не только
в русском.
19
Ознакомившись с большим количеством конкретных
музыковедческих текстов, мы поняли, что синестетичность описаний
как специфическое проявление метафоричности может служить своего
рода индикатором глубины эмоционального проникновения в суть
произведения и что, в свою очередь, сама синестезия может стать
одним из инструментов музыкального воспитания.
Готовясь к конкретным педагогическим экспериментам по новой
методике, наш другой ученик А. Овсянников подтвердил факт
насыщенности синестезией профессиональных описаний музыки,
проанализировав ряд музыковедческих текстов известных
теоретиков.
20
Еще раз убедились в том, что наиболее часто
встречаются применительно к музыке зрительные, гравитационные и
осязательные определения. Кроме того, убедились, что насыщенность
синестезией зависит не только от авторской изощренности
музыковедческого письма, но и от самой музыки, которая
анализируется и описывается словами (так, у того же Асафьева
синестезии "гуще" в тексте, посвященном Стравинскому, по сравнению
со статьями о Чайковском). Анкетный опрос самих школьников
подтвердил, что и детям не чуждо это "смешение чувств" при
словесной или непосредственной оценке эмоций, абстрактных понятий
и элементов музыки.
21
Теперь, исходя из понимания синестетичности словесных описаний
музыки как индикатора глубины и тонкости проникновения в нее,
можно перейти к формированию у детей этой способности
синестетического мышления любыми доступными средствами и
использованию при объяснении конкретных музыкальных явлений.
22
Предлагается, положим, при изучении понятия "регистр", обращаясь
к примерам синестетического описания музыки из поэзии, пытаться
"расшевелить" воображение учеников и заставить объяснить,
например, почему в стихах Г. Лорки: "Таинственные цикады по бисеру
замерцали, а звезды по небосклону рассыпались бубенцом" высокие
звуки связаны с "малым размером" (в самой природе, по ее
физическим законам, чем крупнее звучащий предмет, тем ниже звук,
и наоборот). Затем можно исполнить "Колыбельную слоненка"
К. Дебюсси, в которой известный народный мотив "приспособлен" под
крупногабаритного малыша тем, что... смещен в низкий регистр. Более
сложный пример аналогичного синестетического содержания - пьеса
"Два еврея: богатый и бедный" из фортепьянного цикла "Картинки с
выставки" М. Мусоргского. Здесь межчувственная ассоциация, так
сказать, уже "двухэтажная". Но тем не менее даже дети сходу
определяют "кто есть кто" в этой пьесе. Всем известно, что богатый
обычно толще, чем бедный, который худой. А толстый, большой -
значит, и звучит ниже, степеннее, чем высокий и юркий музыкальный
образ бедного персонажа.
Рис. 7. На первой выставке "Дети рисуют музыку" (Казань, 1979).
Приведя в пример строки из Пушкина: "Яркий голос соловья" или
Бальмонта: "Звук арфы - серебристо-голубой", обратим внимание
детей, что разные регистры различаются не только по "размеру", как
было показано в приведенных выше примерах, но и по "светлоте".
Потому и в музыке: "Темное пламя" Скрябина, например, звучит ниже,
чем его же "Гирлянды". Аналогично, знакомые уже нам стихи "Звезды
по небосклону рассыпались бубенцом" заставят задуматься детей о
том, что высокие звуки еще и "острее", чем низкие. Примеров
использования подобной синестезии в самой музыке тоже много
(соответственно, "звездное" небо в операх Н.Римского-Корсакова и
т.п.).
Так, синестетические ассоциации в занимательной и неожиданной
форме помогают объяснить понятие регистра и его функций в
программной изобразительности музыки.
Еще занимательнее происходит освоение и использование
синестезии в игровых ситуациях. Опять остановимся на примере
объяснения регистра. Детям предлагаются разные пары фигур
(маленькая - большая, темная - светлая, округлая - острая), и они
сами подбирают им звуки на клавиатуре. Результат будет тот же, что
при знакомстве с поэтическими примерами, но запомнится он
наверняка, сильнее. Впрочем, не обращаясь к синестетической
терминологии, педагоги, оказывается, уже давно, пусть и стихийно,
применяют такие игры (даже для различения звуков разных регистров
по "тяжести"
23).
Теперь появляется возможность применять их
системно и комплексно, например, в сочетании с "рисованием
музыки", с отображением ее с помощью жеста, с собственными
описаниями музыкальных впечатлений.
Мы ограничились здесь лишь примерами синестетического освоения
понятия "регистр". Аналогично проводятся занятия и с объяснением
тембра, инструментовки, ритма, мелодии, тональности, музыкальной
формы и т.д.
На стихах К. Бальмонта, убедимся в том, что тембр чаще всего
сравнивают с цветом (не зря же употребляем термин "тембровая
краска":
Флейты звук зорево-голубой
так по-детскому ласково-малый,
барабана глухой перебой,
звук литавр торжествующе-алый...
А изменение звука по высоте, что определяет вместе с ритмом
мелодию, всегда сравнивают с рисунком, пластикой (об этом
свидетельствует и выражение "мелодический рисунок"). Вспомним,
например, строки другого, уже современного поэта Р. Солнцева:
"Мелодия стремительно развертывается пружиной, вылетевшей из
часов"!
Столь же четко регистрирует механизм синестезии изменения в
ритме: "Какая-то неведомая птица костер из звуков в рощице зажгла"
(В. Ковда). Синестетическому зрению поэта доступно различать
характер звукоизвлечения, например, ударных инструментов:
"Пунктирно гремит барабан, ряды звуковых многоточий втыкая в
весенний туман" (В. Шефнер) и глиссандирующих: "И змеиного цвета
отливы соблазняли и мучили совесть" (А. Толстой о звуках скрипки).
И уже настоящая "светомузыкальная" картина развертывается в
воображении восторженного юноши в повести "Юнкера" А. Куприна:
"Лился упоительный вальс... Казалось, кто-то в ослепительном свете
огней жонглировал бесчисленным множеством бриллиантов и расстилал
широкие полосы голубого бархата, на которые сверху сыпались
золотые блестки".
Другие стихотворные или литературные примеры соответствующих
синестезий каждый учитель может подобрать самостоятельно из
тематических сборников "Музыка в зеркале поэзии" и, так сказать,
персональных книг ("Лермонтов и музыка", "Блок и музыка", "Горький
и музыка" и т.п.), а также из специальной литературы о самой вербальной
синестезии.24
А необходимые примеры отображения видимого мира в
звуках, которые можно дать послушать детям в подтверждение
синестезий, обильно присутствуют в изданиях о программной
музыке.25
"Дерзайте, вы талантливы!" - таков должен быть исходно лозунг,
в равной мере он относится и к самим учителям. Нет предела в
поисках ключей к человеческой душе в процессе воспитания и
образования. Да и сама синестетическая методика еще далеко не
исчерпана. Впереди эксперименты по использованию на уроках музыки
светомузыкальных фильмов, благо у нас в НИИ "Прометей", наверно,
одна из самых обширных коллекций фильмов подобного рода...
|
|
|
"Скерцо" М. Мусоргский. Рисунок И. Валеева
(сред.школа, 12 лет).
Четко прослеживается двукратное повторение мелодической фразы 1979 г.) |
|
Из цикла "К детям" Б. Бартока
Рисунок Р. Садыковой (художественная школа, 12 лет)
Характер рисунка отвечает названию пьесы - "Moderato sostenito" ("умеренно") |
|
|
|
"Марш из музыки Г. Свиридова к повести Пушкина "Метель".
Рисунок В. Ганачевского (средняя школа, 12 лет) |
|
"Романс" из музыки Г.Свиридова к повести Пушкина "Метель"
Рисунок Л. Шевелевой (средняя школа, 12 лет).
|
|
|
|
Благородный вальс" Р. Шумана.
Рисунок Е. Мурзенковой (средняя школа, 13 лет).
Изящный мелодичный рисунок рождает изящный рисунок для глаз |
|
40-я симфония (часть 1) в.-А.Моцарта
Рисунок Л. Шевелекой (средняя школа, 13 лет).
Эта работа обыного школьника, а не вундеркинда с консерваторским образованием. |
|
|
|
Татарский народный мотив "Напевы курая".
Рисунок А. Хазиева (художественное училище, 16 лет).
Не зря восточную музыку называют "орнаментальной". |
|
Резко отличается от высокой классики современная эстрада.
"Печаль" Р. Паулса.
Рисунок Л. Килячковой (художественное училище, 18 лет)
|
|
|
|
"Ноктюрн" татарского композитора Р. Яхина.
Рисунок Г. Халиловой (художественное училище, 18 лет).
Следы орнаментализма сохраняются и в профессиональной музыке. |
|
"Темное пламя" А. Скрябина
Рисунок И. Солдатовой (художественное училище, 17 лет).
Несмотря на то, что детям не сообщали название пьесы, образ огня, причем темного налицо. |
|
|
|
"Светлое и темное" С.Губайдуллиной.
Рисунок И.Ванеевой (художественное училище, 20 лет)
Необычная лирика и зрительный облик имеет необычный. |
|
Пьеса "Гном" из цикла "Картинки с выставки" М.Мусоргского
Рисунок Т.Закирова (художественное училище, 19 лет)
Прихотливая, ломанная мелодия нашла отражение в рисунке. |
|
|
|
Пьеса "Богатырские ворота из цикла "Картинки с выставки М.Мусоргского.
Рисунок Р.Абдрахмановой (художественное училище, 19 лет)
В программной музыке возможны и узнаваемые образы. |
|
"Квази-гокет" С.Губайдулиной
Рисунок Е.Люличесвой (художественное училище. 19 лет)
Конструктивная музыка потребовала жествой пластики в ее изображении. |
|
|
|
"Посвящение Цветаевой" С.Губайдулиной.
Рисунок Т.Салихова (художественное училище, 17 лет)
Философские размышления о вечности созвучны образу Космоса. |
|
"Болеро" из "Кармен-сюиты" Бизе-Щедрина.
Рисунок К.Хадиевой (художественное училище, 17 лет)
Огненный танец - огненные вихри в красках. |
___________________________________
1) Галеев Б.М. Технические приемы визуализации
музыки и светомузыка. - В кн.: Материалы III конференции "Свет и музыка".
- Казань: КАИ, 1975, с.187-190.
2) Rainer O. Musikalische Graphik: Studien und
Versuche uber die Wechselbeziehungen zwische Ton- und Farbharmonien.
- Wien, 1925.
3) Итоги деятельности, увы, к сегодняшнему дню
прекратившего свою деятельность венского Института музыкальной графики
приведены в роскошно иллюстрированной монографии, опубликованной 20 лет
назад (Sunderman H., Ernst B. Klange-Farbe-Gebarde: Musikalische
Graphik. - Wien, 1981). См. также об этом в ст.: Ванечкина И.
Эксперименты по "музыкальной графике" за рубежом. - В кн.:
Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в
педагогике (тез.докл.). - Казань: КАИ, 1988, с.66-68.
4) Ванечкина И., Муллагулова М., Газизова С.
"Музыкальная графика" в школах г. Казани. - В кн.: Синтез искусств в
эпоху НТР (тез.докл.). - Казань: КАИ, 1987, с.153-154; Юрусова М.
Использование светомузыки и "музыкальной графики" в школьной
программе. - Там же, с.155-157.
5) Трофимова И. Опыты с "музыкальной графикой"
в общеобразовательной школе. - В кн.: Всесоюзная школа молодых
ученых и специалистов "Свет и музыка" (тез.докл.). - Казань:
КАИ, 1979, с.102-104; Ее же. "Музыкальная графика" как
проявление синестезии. - В кн.: Проблема комплексности изучения
художественного творчества. - Казань: Изд-во КГУ, 1980, с.113-119.
6) Трофимова И. Дети рисут татарскую музыку.
- В кн.: Прометей-2000 (мат.межд.конф.). - Казань: Фэн, 2000, с.169-171
7) Ванечкина И., Галеев Б. Сценическая
композиция "Картинки с выставки" М. Мусорского. - В кн.: Электроника,
музыка, свет (мат. межд. конф.). - Казань: Фэн, 1996, с.55-58
8) Трофимова И. Дети рисуют "Картинки с
выставки" М. Мусоргского. - Там же, с.52-55.
9) Трофимова И. Дети рисуют музыку Софии
Губайдулиной. - Казань, 2000, N 8, с.57-62.
10) Ванечкина И., Галеев Б. "Музыкальная
графика" как эффективный метод музыкального воспитания. - В кн.:
Профессиональная подготовка учителя музыки. - Казань: КГПИ, 1991, с.113-127;
Галеев Б. Рисуем... музыку? - Музыкальная жизнь, 1993, N 2, с.8-9;
Галеев Б. Дети рисуют музыку. - Казань, 1998, N 3, c.129-137;
Ванечкина И. "Дети рисуют музыку": Эксперименты для школы
будущего. - Научный Татарстан, 1999, N 4, с.36-39; Галеев Б.
Дети рисуют музыку. - В кн.: Философия наивности. - М.: Изд-во
МГУ, 2001, с.98-80; Vanechkina I.L. Musical graphics as an
instrument for musicologists and educators. - Leonardo, 1994, N 5,
p.437-439. Много полезных конкретных методических
рекомендаций читатели найдут в кн.: Ванечкина И., Трофимова И.
Дети рисуют музыку. - Казань: Фэн, 2000.
11) См. обо всем этом в кн.: Галеев Б.
Человек-искусство-техника (проблема синестезии в искусстве). - Казань:
Изд-во КГУ, 1987
12) Колейчук М. Мелодии скульптур. - В кн.:
Прометей-2000 (матер. межд. конф.). - Казань: Фэн, 2000, с.171-173.
13) Басина Н., Суслова О. Занятия по курсу
"Введение в язык искусства". - Искусство в школе, 1996, N 4, с.53-58.
14) Антонов Ю. Музыка, живопись, пластика.
- Искусство в школе, 1996, N 3, с.40-41.
15) Московская С. Звук и цвет (педагогика
будущего - синтез искусств). - Спб: без изд-ва, 1995.
16) Коляденко Н. Синестезия как стимул к
детскому музыкальному творчеству. - В кн.: Музыкальный лицей. - Новосибирск:
Консерватория, 1998, с.17-27.
17) Взаимодействие искусств: методология, теория,
гуманитарное образование (матер. межд. конф.). - Астрахань: без изд-ва,
1997.
18) Галеев Б.М. Светомузыка в системе искусств.
- Казань: Консерватория, 1991, с.41.
19) Сабанадзе М.Я. Синестезия в подъязыке
музыковедения (на материале английского языка). - Автореф. дисс. ...
канд. филол. наук. - Л.: ЛГУ, 1987
20) Овсянников А. Синестетическая фразеология
в музыковедческих текстах Б. Асафьева. - В кн.: Прометей-2000 (матер. межд.
конф.). - Казань: Фэн, 2000, с.123-126.
21) Овсянников А. Анкетные исследования
"цветного слуха" и "цветного мышления". - Там же, с.107-113.
22) Овсянников А. Воспитание художественного
вкуса учащейся молодежи средствами лингвомузыкальной синестезии. - В кн.:
Актуальные проблемы гуманизации образования (мат. межд. конф.).
- Казань: КГПУ, 1999, с.48-49.
23) См.: Малахова И.Н.Первые шаги в мире
звуков. - М.: Знание, 1977.
24) Галеев Б. Содружество чувств и синтез
искусств. - М.: Знание, 1982: Его же. О синестезии у Максима Горького.
- Ученые записки КГУ, т.135. - Казань, 1998, с.196-201; "Буду грешить
господом данными чувствами - всеми пятью" (о синестезии в творчестве
М. Цветаевой). - День и Ночь, 1999, N 5-6, с.222-224 (Красноярск);
Абдуллин И. Цвето-музыкальные синестезии в творчестве
К. Бальмонта. - Там же, с.221-222,
25) Прежде всего рекомендуем кн.: Холопова В.
Музыка как вид искусства. - СПб: Лань, 2000, с.150-154
Работа выполнена при грантовой поддержке программы
"Университеты России" (1997-2001).
Опубликованно в жернале Человек, 2002, N 2, с.89-99