для просмотра данного сайта разрешение экрана желательно 1024 на 768 точек
   
СИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ванечкина И.Л., Галеев Б.М.

От редакции:

Читатели журнала уже имели возможность познакомиться со статьями сотрудников казанского НИИ "Прометей". Тематика их многолетних исследований - синтез искусств, психологические основания этого синтеза, рождение новых искусств, технизация современной художественной культуры. Особое внимание они уделяют синестезии (межчувственным ассоциациям, межсенсорным аналогиям) и конкретному ее проявлению, "цветному слуху". Сегодня мы предлагаем статью знакомых уже нам авторов, посвященную использованию новой перспективной методики художественной педагогики, опирающейся на синестетические способности, - "рисования музыки", причем не только красками, но и словами. Все это органично вписывается в современную концепцию полиэстетического воспитания. К тексту прилагается специальный цветной вкладыш с большим количеством иллюстраций - примеров визуальной интерпретации музыкальных произведений детьми.

_________ * _________

"Визуализация" - слово иноземное, а по-нашему значит: делать видимым невидимое. Наука, как известно, уже давно пользуется приемами визуализации определенных характеристик электрического, магнитного и всяческих других полей, механических, тепловых и иных неоднородностей. Эти приемы применяются с целью сделать анализируемое явление наглядным, тем самым облегчая процессы его наблюдения, фиксирования и измерения. Обращается к этому удобному приему даже акустика, конкретно, музыкальная (рис. 1). 1 Более того, сфера действия этого универсального принципа, если рассматривать его широко, оказывается, охватывает и другие области музыки - уже собственно как искусства (музыкальная психология, художественная педагогика и эстетическое воспитание).

Так, уже с давыних пор известны наивные попытки "визуализации музыки", производимые еще, так сказать, "от руки", без всяких приборов (рис. 2 и 3), сохранившиеся по сей день в слегка ироничной форме (рис. 4). А для начала ХХ века стремление изобразить уже не собственно звук, а впечатление от музыки привело к открытию специфической формы взаимопроникновения искусств. После освоения возможностей абстрактной живописи (В. Кандинский, Ф. Купка, К. Малевич и др.) некоторые художники решились на отчаянный эксперимент - не просто подражать музыке, а рисовать своего рода "портреты" вполне определенных музыкальных произведений (рис. 5 и 6). Особой художественной ценности достичь здесь было трудно, тем более при стремлении буквального "перевода" музыки в живопись. Но эти работы привлекли пристальное внимание психологов, исследователей синестезии ("цветного слуха") и педагогов. Так уж получилось, что именно в педагогике эту методику визуализации музыки назвали, как часто это бывает "сгоряча", не очень вразумительным термином - "музыкальная графика". Так и закрепилось. Реально же эта своеобразная синестетическая методика связана с "зарисовыванием" музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами, не только графическими, но и красочными (в основном, это абстрактные композиции). Если обратиться к истории вопроса, впервые эта методика была предложена и использована для целей музыкальной педагогики и психотерапии австрийцем Оскаром Райнером, который обобщил итоги экспериментов в специальной книге, изданной еще в 1925 году. 2 Затем он основывает в Вене "Общество музыкальной графики" и периодическое издание по этой проблеме. После смерти О. Райнера в 1941 г. его дело продолжили Г. Зюндерманн и Б. Эрнст. С 1962 г. "рисование музыки" было введено в учебный курс венской Академии музыки и изобразительного искусства, а инициативная группа оформилась в небольшой институт, при котором был создан специальный музей лучших "портретов" музыки. Проведенный в этом институте анализ доказывает эффективность и перспективность методики рисования музыки в педагогике. 3


d3.jpg (17,4kb)

Рис. 1. Школьные эксперименты по акустике с получением так называемых "фигур Хладни" из сыпучего песка на звучащей пластинке

Методика "музыкальной графики" нашла последователей во многих странах мира. В России, точнее, тогда еще в Советском Союзе, планомерные эксперименты в этой области были начаты более 20 лет назад именно в Казани под руководством авторов статьи, привлекших к своей работе студентов пединститута. 4 Наиболее интересные результаты были получены И. Трофимовой, продолжающей внедрять эту методику по сей день. 5 Опыты преследовали как педагогические цели - проверка эффективности самого метода в обучении музыке и живописи в условиях отечественной школы, так и научные - было притягательно исследовать, каким именно образом в рисунках отражается музыка: от отдельных средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, лад, тембр, темп, фактура, динамика) до общего впечатления от разностилевых, разнохарактерных, программных и непрограммных сочинений. Опыты были предварены анкетным опросом детей по следующим таблицам соответствий: ассоциации "день недели - цвет", "месяц - цвет", "цифра - цвет", "гласные буквы - цвет", "чувства - цвет", "тембр - цвет". Опрос выявил - как основополагающую - посредническую функцию эмоциональной оценки в образовании связей во всех этих сопоставлениях, включая и цвето-музыкальные.


pasha.jpg (9,91kb)

Рис. 2. Так художник с острова Пасхи запечатлел неуловимый звук крика птиц.

Собственно рисование музыки осуществлялось с разделением учащихся на основную (экспериментальную) и контрольную группы. В контрольной велись обычные музыкальные занятия без рисования. В основной группе изучались те же музыкальные произведения, что и в контрольной, но с уже применением метода "музыкальной графики". Предварительно детей знакомили с основными средствами музыки (мелодия, гармония, темп и т.п.) и живописи (рисунок, колорит, композиция и т.д.). Затем предлагалось внимательно прослушать музыку. При активном участии детей проводился разбор ее структуры и содержания. Только после этого дети приступали к рисованию. Контингент - учащиеся 1-10 классов общеобразовательных, музыкальных и художественных школ и училищ. Соответственно, давалось и время - 15 минут в общеобразовательной школе (в рамках слушания музыки) и 60 минут в специализированных (по нашей особой программе). В некоторых случаях детям предоставлялось время для доработки своих картин во внеурочное время (с дополнительным прослушиванием "зарисовываемой" музыки дома). На разных этапах опыта ставились конкретные задачи по принципу от простого к сложному: например, в направлении отражения формы и содержания. Сначала - рисование простого для восприятия краткого музыкального отрывка, затем - разнохарактерных одночастных программных произведений и, наконец, непрограммных сочинений в двух- или трехчастной форме. Обширный эксперимент был проведен по выявлению цвето-тембровых соответствий через рисование музыки, написанной для различных инструментов соло (скрипка, флейта, клавесин, труба и т.д.) и различных составов оркестра (симфонический, эстрадный и т.д.).

Наряду с экспериментами с мировой классической музыкой в начале 90-х, уже в плане исследований организованного при АН Татарстана НИИ "Прометей", были проведены опыты с национальной (татарской) музыкой, отличающейся своеобразием лада, одноголосием и богатством мелизматики. Как и ожидалось, все это нашло отражение и в визуальном воплощении музыки. 6

Самостоятельные, оригинальные эксперименты, уже чисто в эстетическом и художественном аспекте, были осуществлены И. Трофимовой по нашему предложению в последние годы. Показалось интересным провести занятие с рисованием музыки, которая сама генетически сопряжена с предварительной синестетической трансформацией, - это знаменитый фортепьянный цикл "Картинки с выставки" М. Мусоргского, который, как известно, сам был инспирирован графикой художника В.Гартмана. К ней, к этой музыке, оказывается, впоследствии вновь обратился художник - на этот раз В.Кандинский, в своей абстрактной "сценической композиции". 7 В итоге в нашем эксперименте представилась возможность сопоставить и сравнить все это - графику Гартмана, музыку Мусоргского, живопись Кандинского - с детскими рисунками на упомянутую музыку. Налицо сказалось многообразие творческих интерпретаций при сохранении базовых синестетических аналогий. 8

Удивительными были в художественно-педагогическим плане и результаты рисования сложнейшей музыки нашей землячки С. Губайдулиной, представленные на международном музыкальном фестивале "Европа-Азия", проведенном в Казани в 1998 году. 9

Все эти эксперименты подтвердили, прежде всего, большую педагогическую эффективность метода "музыкальной графики" как особой формы полиэстетического, полихудожественного образования и воспитания:

- рисование музыки - творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создает условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности, снимая в какой-то мере даже проблему дисциплины на уроках музыки;

- наличие психологической установки на дальнейшее самостоятельное действие в игровой обстановке делает восприятие более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение - заметим особо, как в плане музыкального, так и изобразительного искусства;

- сравнительный анализ итогов последующего опроса учащихся по пониманию содержания музыки выявил существенный рост интереса и более высокую эффективность усвоения материала экспериментальных групп по сравнению с контрольными;

- длительность срока проведения конкретных опытов позволила подтвердить гораздо большую глубину и прочность знания музыки при проверке через несколько лет в экспериментальных классах;

- рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным "документом", позволяющим: с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой - о типологических особенностях личности самих учащихся. Это такой вид "обратной связи", которая недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем на каждом уроке и по отношению в каждому ребенку.


      Рис. 3. Фрагмент лубочной картинки


Рис. 4. Шутливое изображение звуков музыки (худ. С.Стайнберг)

Кроме того, сами рисунки детей, как показал опыт проведения наших выставок, уже за пределами целей педагогики представляют интерес как продукты творчества, как самостоятельные, пусть и экзотического свойства "произведения", достойные внимания зрителей (не только детей, но и взрослых), а для специалистов в области психологии искусства и эстетики они могут стать благодатным материалом для сопоставительного изучения видовой специфики и единства искусств. Поэтому они неоднократно обсуждались в печати на разного рода научных форумах, у нас в стране и за рубежом, экспонировались, например, на специальных выставках "Дети рисуют музыку" во время всесоюзных конференций (Казань, 1979, 1986) и на фестивале "Свет и музыка" (1987), на аналогичных всероссийских и международных семинарах и симпозиумах в Казани в 1995, 1996, 2000 гг. (рис. 5 и 6). 10 Привлекают они и интерес специалистов по музыкальной психологии - тем, что в них происходит как бы свертывание динамического процесса восприятия музыки в целостный симультанный образ. Подтвердили эти эксперименты и наши научные предположения о закономерностях синестезии, "цветного слуха" (слухозрительных ассоциаций). И если дополнить их данными из опыта создания светомузыкальыных фильмов, с уверенностью можно констатировать следующие общезначимые слухозрительные соответствия:



Рис.5
 
Рис.6

Рис. 5 и 6. Работы художника Х. Майер-Тура (Германия, 20-е годы). Каждый сразу узнает, где здесь нарисован Вальс из оперы Ш.Гуно "Фауст", а где Токката и фуга ре-минор И.С. Баха

динамика музыки - динамика "жеста" (это и движение его в глубину, и изменение яркости);
мелодическое развитие - динамика пластики, рисунка;
темп музыки - скорость движения и трансформации визуальных образов;
метр, ритм - акценты в динамике визуальной пластики;
 тембровое развитие -  цветовое развитие пластики;
изменение тональности - развитие колорита всей картины или цветовых планов (при политональности);
смена лада - просветление колорита;
сдвиг по регистрам - изменение размера и сопутствующей тому концентрации света (светлоты рисунка).

А если обратиться к более общим, психолого-эстетическим итогам, можно заключить: еще раз подтвердились и углубились в деталях основные положения разработанной в НИИ "Прометей" теории синестезии. Получены веские доводы в критике физиологических, мистических объяснений ее природы, - в пользу общезначимости синестезии как проявления "сущностных сил" человека. На многообразном и обширном материале экспериментов, проведенных с неискушенной, не испорченной "плодами просвещения" аудиторией, показана несостоятельность позиций некоторых теоретиков, утверждающих, что собственно чувственной синестезии не существует, а даже самые распространенные синестезии будто бы есть чисто языковой продукт, не связанный с реальностью. 11 Так или иначе, теория синестезии в опытах с "музыкальной графикой" получает свое дополнительное подтверждение и развитие, а наличие достоверной теории синестезии, в свою очередь, позволяет уверенней использовать приемы "музыкальной графики" в педагогике, при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Рисование музыки оказалось отнюдь не единственной синестетической методикой, связанной с ее "визуализацией". Проводятся аналогичные занятия с созданием скульптур - "лепим музыку!" 12. И дети даже особые города строят - конечно, это макеты из бумаги, - там, где "живет" музыка Бетховена, Скрябина!.. 13 Те же синестетические цели преследуются и на уроках с хореографическим отображением музыки, осуществляемым самими детьми. 14 Предлагается сочетать создание "виузуальных портретов" музыки с сочинением стихов "по поводу музыки", воспроизводить на инструментах собственные музыкальные импровизации на тему живописных и поэтических работ - здесь следует, кроме упомянутых работ из Москвы, Екатеринбурга выделить интересные опыты педагогических коллективов Санкт-Петербурга 15, Новосибирска 16, Астрахани17.

Мы у себя в Казани решили обратиться к использованию, наряду со всеми этими приемами, потенциала словесной синестезии и синестетических игр.

Первое из них связано с отработкой новой методики рисования музыки ... словами. Не бойтесь, речь идет не об ущербном желании наделять музыку сюжетом и эмоционально излагать этот сюжет своими словами. Музыку пересказать словами нельзя. Речь идет совсем о другом, о нормальном, адекватном самой сути музыки анализе ее произведений, в котором, оказывается, наличествует своя "живопись словами", но эта "живопись", так сказать, не натуралистическая, а абстрактная.

Однажды, давным-давно, объясняя на каком-то музыковедческом семинаре, что такое синестезия, "цветной слух", один из авторов этой статьи, Галеев Б., рискнул вдруг заявить, что все словесные характеристики музыкальных звучаний, разве только кроме "громкий", "тихий" и звукоподражательных определений ("шипящий", "звонкий" и т.д.), используются из словаря иных ощущений, прежде всего, зрения и осязания. Взял с рояля первый попавшийся журнал "Советская музыка" и начал читать описание какого-то концерта. И мы сами не поверили, и аудитория поразилась - оказывается, все на самом деле так и есть. Обратите сами внимание на приведенный ниже некий музыковедческий текст:

"На фоне грузных, багрово-мрачных колыханий медных мягко, с ми-бемоль выступил барахатный, теплый голос гобоя, поддержанный мерцающим пунктиром звучащих струнных и мелкими трелями рояля. Где-то наверху ярко засверкали колокольчики, слегка оттененные акварельно-прозрачными звучаниями пустых квинт у флейт. Скользящий сдвиг в диезную тональность - и матово засветилось серебро е-moll'ного аккорда. Ему ответил низкий фагот, его широкий звук густо и плотно прочертил извилистую мелодическую линию. Тяжелый вздох валторн обозначил контуры объемного звучания, а на переднем плане взметнулись вверх тонкие спирали скрипок. Звучание медных ширилось, приближалось, росло. И когда, казалось бы, оно заполнило весь зал, его пронзили стремительные Fis-dur'ные аккорды фортепиано, чтобы затем тяжелой лавиной скатиться вниз. Мелодия как бы расслоилась, и хроматические цепочки разложенных трезвучий вплелись в густую многоцветную оркестровую ткань, растворились, истаяли в ней" и т.д. 18

Ознакомившись с разнообразием синестезий из поэтических текстов, можем признать, что все выделенное здесь курсивом - из словаря именно неслуховых, инородных воздействий, т.е., как бы то ни было, обусловлено синестезией (и даже "dur", "moll", "бемоль", "диез", здесь оказываются этимологически связаны с иномодальными понятиями "твердый", "мягкий", "острый").

Аналогичная ситуация, оказывается и в других языках, не только в русском. 19 Ознакомившись с большим количеством конкретных музыковедческих текстов, мы поняли, что синестетичность описаний как специфическое проявление метафоричности может служить своего рода индикатором глубины эмоционального проникновения в суть произведения и что, в свою очередь, сама синестезия может стать одним из инструментов музыкального воспитания.

Готовясь к конкретным педагогическим экспериментам по новой методике, наш другой ученик А. Овсянников подтвердил факт насыщенности синестезией профессиональных описаний музыки, проанализировав ряд музыковедческих текстов известных теоретиков. 20 Еще раз убедились в том, что наиболее часто встречаются применительно к музыке зрительные, гравитационные и осязательные определения. Кроме того, убедились, что насыщенность синестезией зависит не только от авторской изощренности музыковедческого письма, но и от самой музыки, которая анализируется и описывается словами (так, у того же Асафьева синестезии "гуще" в тексте, посвященном Стравинскому, по сравнению со статьями о Чайковском). Анкетный опрос самих школьников подтвердил, что и детям не чуждо это "смешение чувств" при словесной или непосредственной оценке эмоций, абстрактных понятий и элементов музыки. 21

Теперь, исходя из понимания синестетичности словесных описаний музыки как индикатора глубины и тонкости проникновения в нее, можно перейти к формированию у детей этой способности синестетического мышления любыми доступными средствами и использованию при объяснении конкретных музыкальных явлений. 22

Предлагается, положим, при изучении понятия "регистр", обращаясь к примерам синестетического описания музыки из поэзии, пытаться "расшевелить" воображение учеников и заставить объяснить, например, почему в стихах Г. Лорки: "Таинственные цикады по бисеру замерцали, а звезды по небосклону рассыпались бубенцом" высокие звуки связаны с "малым размером" (в самой природе, по ее физическим законам, чем крупнее звучащий предмет, тем ниже звук, и наоборот). Затем можно исполнить "Колыбельную слоненка" К. Дебюсси, в которой известный народный мотив "приспособлен" под крупногабаритного малыша тем, что... смещен в низкий регистр. Более сложный пример аналогичного синестетического содержания - пьеса "Два еврея: богатый и бедный" из фортепьянного цикла "Картинки с выставки" М. Мусоргского. Здесь межчувственная ассоциация, так сказать, уже "двухэтажная". Но тем не менее даже дети сходу определяют "кто есть кто" в этой пьесе. Всем известно, что богатый обычно толще, чем бедный, который худой. А толстый, большой - значит, и звучит ниже, степеннее, чем высокий и юркий музыкальный образ бедного персонажа.


children.jpg (6,74kb)
Рис. 7. На первой выставке "Дети рисуют музыку" (Казань, 1979).

Приведя в пример строки из Пушкина: "Яркий голос соловья" или Бальмонта: "Звук арфы - серебристо-голубой", обратим внимание детей, что разные регистры различаются не только по "размеру", как было показано в приведенных выше примерах, но и по "светлоте". Потому и в музыке: "Темное пламя" Скрябина, например, звучит ниже, чем его же "Гирлянды". Аналогично, знакомые уже нам стихи "Звезды по небосклону рассыпались бубенцом" заставят задуматься детей о том, что высокие звуки еще и "острее", чем низкие. Примеров использования подобной синестезии в самой музыке тоже много (соответственно, "звездное" небо в операх Н.Римского-Корсакова и т.п.).

Так, синестетические ассоциации в занимательной и неожиданной форме помогают объяснить понятие регистра и его функций в программной изобразительности музыки.

Еще занимательнее происходит освоение и использование синестезии в игровых ситуациях. Опять остановимся на примере объяснения регистра. Детям предлагаются разные пары фигур (маленькая - большая, темная - светлая, округлая - острая), и они сами подбирают им звуки на клавиатуре. Результат будет тот же, что при знакомстве с поэтическими примерами, но запомнится он наверняка, сильнее. Впрочем, не обращаясь к синестетической терминологии, педагоги, оказывается, уже давно, пусть и стихийно, применяют такие игры (даже для различения звуков разных регистров по "тяжести" 23). Теперь появляется возможность применять их системно и комплексно, например, в сочетании с "рисованием музыки", с отображением ее с помощью жеста, с собственными описаниями музыкальных впечатлений.

Мы ограничились здесь лишь примерами синестетического освоения понятия "регистр". Аналогично проводятся занятия и с объяснением тембра, инструментовки, ритма, мелодии, тональности, музыкальной формы и т.д.

На стихах К. Бальмонта, убедимся в том, что тембр чаще всего сравнивают с цветом (не зря же употребляем термин "тембровая краска":

Флейты звук зорево-голубой
так по-детскому ласково-малый,
барабана глухой перебой,
звук литавр торжествующе-алый...

А изменение звука по высоте, что определяет вместе с ритмом мелодию, всегда сравнивают с рисунком, пластикой (об этом свидетельствует и выражение "мелодический рисунок"). Вспомним, например, строки другого, уже современного поэта Р. Солнцева: "Мелодия стремительно развертывается пружиной, вылетевшей из часов"!

Столь же четко регистрирует механизм синестезии изменения в ритме: "Какая-то неведомая птица костер из звуков в рощице зажгла" (В. Ковда). Синестетическому зрению поэта доступно различать характер звукоизвлечения, например, ударных инструментов: "Пунктирно гремит барабан, ряды звуковых многоточий втыкая в весенний туман" (В. Шефнер) и глиссандирующих: "И змеиного цвета отливы соблазняли и мучили совесть" (А. Толстой о звуках скрипки).

И уже настоящая "светомузыкальная" картина развертывается в воображении восторженного юноши в повести "Юнкера" А. Куприна: "Лился упоительный вальс... Казалось, кто-то в ослепительном свете огней жонглировал бесчисленным множеством бриллиантов и расстилал широкие полосы голубого бархата, на которые сверху сыпались золотые блестки".

Другие стихотворные или литературные примеры соответствующих синестезий каждый учитель может подобрать самостоятельно из тематических сборников "Музыка в зеркале поэзии" и, так сказать, персональных книг ("Лермонтов и музыка", "Блок и музыка", "Горький и музыка" и т.п.), а также из специальной литературы о самой вербальной синестезии.24 А необходимые примеры отображения видимого мира в звуках, которые можно дать послушать детям в подтверждение синестезий, обильно присутствуют в изданиях о программной музыке.25

"Дерзайте, вы талантливы!" - таков должен быть исходно лозунг, в равной мере он относится и к самим учителям. Нет предела в поисках ключей к человеческой душе в процессе воспитания и образования. Да и сама синестетическая методика еще далеко не исчерпана. Впереди эксперименты по использованию на уроках музыки светомузыкальных фильмов, благо у нас в НИИ "Прометей", наверно, одна из самых обширных коллекций фильмов подобного рода...


     
"Скерцо" М. Мусоргский.
Рисунок И. Валеева (сред.школа, 12 лет).
Четко прослеживается двукратное повторение мелодической фразы 1979 г.)
      Из цикла "К детям" Б. Бартока
Рисунок Р. Садыковой (художественная школа, 12 лет)
Характер рисунка отвечает названию пьесы - "Moderato sostenito" ("умеренно")


     
"Марш из музыки Г. Свиридова к повести Пушкина "Метель".
Рисунок В. Ганачевского (средняя школа, 12 лет)
      "Романс" из музыки Г.Свиридова к повести Пушкина "Метель"
Рисунок Л. Шевелевой (средняя школа, 12 лет).


     
Благородный вальс" Р. Шумана.
Рисунок Е. Мурзенковой (средняя школа, 13 лет).
Изящный мелодичный рисунок рождает изящный рисунок для глаз
      40-я симфония (часть 1) в.-А.Моцарта
Рисунок Л. Шевелекой (средняя школа, 13 лет).
Эта работа обыного школьника, а не вундеркинда с консерваторским образованием.


     
Татарский народный мотив "Напевы курая".
Рисунок А. Хазиева (художественное училище, 16 лет).
Не зря восточную музыку называют "орнаментальной".
      Резко отличается от высокой классики современная эстрада.
"Печаль" Р. Паулса. Рисунок Л. Килячковой (художественное училище, 18 лет)


     
"Ноктюрн" татарского композитора Р. Яхина.
Рисунок Г. Халиловой (художественное училище, 18 лет).
Следы орнаментализма сохраняются и в профессиональной музыке.
      "Темное пламя" А. Скрябина Рисунок И. Солдатовой (художественное училище, 17 лет).
Несмотря на то, что детям не сообщали название пьесы, образ огня, причем темного налицо.


     
"Светлое и темное" С.Губайдуллиной.
Рисунок И.Ванеевой (художественное училище, 20 лет)
Необычная лирика и зрительный облик имеет необычный.
      Пьеса "Гном" из цикла "Картинки с выставки" М.Мусоргского
Рисунок Т.Закирова (художественное училище, 19 лет)
Прихотливая, ломанная мелодия нашла отражение в рисунке.


     
Пьеса "Богатырские ворота из цикла "Картинки с выставки М.Мусоргского.
Рисунок Р.Абдрахмановой (художественное училище, 19 лет)
В программной музыке возможны и узнаваемые образы.
      "Квази-гокет" С.Губайдулиной
Рисунок Е.Люличесвой (художественное училище. 19 лет)
Конструктивная музыка потребовала жествой пластики в ее изображении.


     
"Посвящение Цветаевой" С.Губайдулиной.
Рисунок Т.Салихова (художественное училище, 17 лет)
Философские размышления о вечности созвучны образу Космоса.
      "Болеро" из "Кармен-сюиты" Бизе-Щедрина.
Рисунок К.Хадиевой (художественное училище, 17 лет)
Огненный танец - огненные вихри в красках.


___________________________________

1) Галеев Б.М. Технические приемы визуализации музыки и светомузыка. - В кн.: Материалы III конференции "Свет и музыка". - Казань: КАИ, 1975, с.187-190.

2) Rainer O. Musikalische Graphik: Studien und Versuche uber die Wechselbeziehungen zwische Ton- und Farbharmonien. - Wien, 1925.

3) Итоги деятельности, увы, к сегодняшнему дню прекратившего свою деятельность венского Института музыкальной графики приведены в роскошно иллюстрированной монографии, опубликованной 20 лет назад (Sunderman H., Ernst B. Klange-Farbe-Gebarde: Musikalische Graphik. - Wien, 1981). См. также об этом в ст.: Ванечкина И. Эксперименты по "музыкальной графике" за рубежом. - В кн.: Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике (тез.докл.). - Казань: КАИ, 1988, с.66-68.

4) Ванечкина И., Муллагулова М., Газизова С. "Музыкальная графика" в школах г. Казани. - В кн.: Синтез искусств в эпоху НТР (тез.докл.). - Казань: КАИ, 1987, с.153-154; Юрусова М. Использование светомузыки и "музыкальной графики" в школьной программе. - Там же, с.155-157.

5) Трофимова И. Опыты с "музыкальной графикой" в общеобразовательной школе. - В кн.: Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка" (тез.докл.). - Казань: КАИ, 1979, с.102-104; Ее же. "Музыкальная графика" как проявление синестезии. - В кн.: Проблема комплексности изучения художественного творчества. - Казань: Изд-во КГУ, 1980, с.113-119.

6) Трофимова И. Дети рисут татарскую музыку. - В кн.: Прометей-2000 (мат.межд.конф.). - Казань: Фэн, 2000, с.169-171

7) Ванечкина И., Галеев Б. Сценическая композиция "Картинки с выставки" М. Мусорского. - В кн.: Электроника, музыка, свет (мат. межд. конф.). - Казань: Фэн, 1996, с.55-58

8) Трофимова И. Дети рисуют "Картинки с выставки" М. Мусоргского. - Там же, с.52-55.

9) Трофимова И. Дети рисуют музыку Софии Губайдулиной. - Казань, 2000, N 8, с.57-62.

10) Ванечкина И., Галеев Б. "Музыкальная графика" как эффективный метод музыкального воспитания. - В кн.: Профессиональная подготовка учителя музыки. - Казань: КГПИ, 1991, с.113-127; Галеев Б. Рисуем... музыку? - Музыкальная жизнь, 1993, N 2, с.8-9; Галеев Б. Дети рисуют музыку. - Казань, 1998, N 3, c.129-137; Ванечкина И. "Дети рисуют музыку": Эксперименты для школы будущего. - Научный Татарстан, 1999, N 4, с.36-39; Галеев Б. Дети рисуют музыку. - В кн.: Философия наивности. - М.: Изд-во МГУ, 2001, с.98-80; Vanechkina I.L. Musical graphics as an instrument for musicologists and educators. - Leonardo, 1994, N 5, p.437-439. Много полезных конкретных методических рекомендаций читатели найдут в кн.: Ванечкина И., Трофимова И. Дети рисуют музыку. - Казань: Фэн, 2000.

11) См. обо всем этом в кн.: Галеев Б. Человек-искусство-техника (проблема синестезии в искусстве). - Казань: Изд-во КГУ, 1987

12) Колейчук М. Мелодии скульптур. - В кн.: Прометей-2000 (матер. межд. конф.). - Казань: Фэн, 2000, с.171-173.

13) Басина Н., Суслова О. Занятия по курсу "Введение в язык искусства". - Искусство в школе, 1996, N 4, с.53-58.

14) Антонов Ю. Музыка, живопись, пластика. - Искусство в школе, 1996, N 3, с.40-41.

15) Московская С. Звук и цвет (педагогика будущего - синтез искусств). - Спб: без изд-ва, 1995.

16) Коляденко Н. Синестезия как стимул к детскому музыкальному творчеству. - В кн.: Музыкальный лицей. - Новосибирск: Консерватория, 1998, с.17-27.

17) Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование (матер. межд. конф.). - Астрахань: без изд-ва, 1997.

18) Галеев Б.М. Светомузыка в системе искусств. - Казань: Консерватория, 1991, с.41.

19) Сабанадзе М.Я. Синестезия в подъязыке музыковедения (на материале английского языка). - Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Л.: ЛГУ, 1987

20Овсянников А. Синестетическая фразеология в музыковедческих текстах Б. Асафьева. - В кн.: Прометей-2000 (матер. межд. конф.). - Казань: Фэн, 2000, с.123-126.

21) Овсянников А. Анкетные исследования "цветного слуха" и "цветного мышления". - Там же, с.107-113.

22) Овсянников А. Воспитание художественного вкуса учащейся молодежи средствами лингвомузыкальной синестезии. - В кн.: Актуальные проблемы гуманизации образования (мат. межд. конф.). - Казань: КГПУ, 1999, с.48-49.

23) См.: Малахова И.Н.Первые шаги в мире звуков. - М.: Знание, 1977.

24) Галеев Б. Содружество чувств и синтез искусств. - М.: Знание, 1982: Его же. О синестезии у Максима Горького. - Ученые записки КГУ, т.135. - Казань, 1998, с.196-201; "Буду грешить господом данными чувствами - всеми пятью" (о синестезии в творчестве М. Цветаевой). - День и Ночь, 1999, N 5-6, с.222-224 (Красноярск); Абдуллин И. Цвето-музыкальные синестезии в творчестве К. Бальмонта. - Там же, с.221-222,

25) Прежде всего рекомендуем кн.: Холопова В. Музыка как вид искусства. - СПб: Лань, 2000, с.150-154


Работа выполнена при грантовой поддержке программы "Университеты России" (1997-2001).

Опубликованно в жернале Человек, 2002, N 2, с.89-99

 
Copyright 2006. Institute “Prometheus” Home Institute “Prometheus” E-mail