В 1967 году в Спасской башне Казанского Кремля ударили "малиновые
звоны". Реализация синестетической метафоры, визуализация "цветного
слуха", повторенная затем в действующем макете, была удостоена 10
медалей ВДНХ СССР. Но не утихали 20 лет у башни споры - а почему
именно "малиновые", а "не рыжие в
крапинку? [1].
И главный довод - эпитет этот вообще случаен, происходит от знаменитого своими
колоколами бельгийского городка Малин (Мехелен), куда будто бы
занесло в свое время не то Петра I, не то войска наши вдогонку за
Наполеоном. В этимологии бывает всякое, может, сказалось и это, - но
как бы то ни было, поверим словарю Ожегова: "Малиновый звон -
приятный, мягкий по тембру звон". Значит, не любой звон - малиновый,
бывают и другого цвета. В том же русском языке есть "красные" звоны.
По В. Короленко это "высокий и возбужденно-радостный гул, который
заполняет собой праздничный воздух", а малиновый отличается от него
именно тем, что "глубже, ровнее и мягче" ("Слепой музыкант"). А в
арсенале поэзии представлен уже весь спектр, и даже больше:
"Благовест. Стелется густо-темным туманом - медленно угасает в даль.
Следом второй. Рушится темный горизонт - незримо осыпается
медленными отвалами, и по его краям, озаренным, светлые голоса,
сыновние, малолетних, меньших. В смутную даль, в длящийся туман
гула, зарево обнимает третий удар благовеста. И уже проснулось в
ответ все колокольное золото, синее - всполыхнуло, рассыпаясь
ручьями, а по ним, сплетаясь и загораясь в небе, синими крыльями
ласточек - длинные клики сливающегося полета"
(А. Цветаева) [2].
От чего же зависит здесь цвет колокола? Ясно, что не от названия
города. Уже сто лет назад В. Короленко нашел посредника,
обеспечивающего возникновение цвето-тембровых синестезий, - эмоцию,
аффект, чувство, настроение. "Я думаю, - говорит его герой, объясняя
"малиновый звон", - что вообще на известной душевной глубине
впечатления от цветов к от звуков откладываются уже как однородные.
Мы говорим: он видит все в розовом цвете. Это значит, что человек
настроен радостно. То же настроение может быть вызвано известным
сочетанием звуков. Вообще, звуки и цвета являются символами
одинаковых душевных движений". А если оно, это "движение",
безрадостное? Значит, и ассоциируемый цвет - не розовый, не красный,
не малиновый: "Одноцветно затренькал глухой колокол, и его серые,
печальные, скромно зовущие звуки не могли разорвать зимней тишины...
Повсюду тянулись к церкви бесцветные, как колокольный звон,
молчаливые фигуры" (Л. Андреев, "Жизнь Василия Фивейского").
Будучи продуктом определенной культуры, подобные
художественно-оценочные описания порою выступают уже как символ. Но
тем не менее нам понятны синестетические строки Э. По, когда он в
стихотворении "Звон" пишет о "ясных, хрустальных, серебристых
звонах" детства, "ярком, жарком, золотом" звоне венчального обряда,
о наполненном "черной жутью" набате беды, о "горьком гуле"
погребального звона... Разные душевные движения - разные
синестетические характеристики. Хотя порою можно только руками
развести, принимая - без всяких попыток объяснения - поэтическую
синестезию как некую данность, раскрывающуюся именно в этом и только
в этом историко-художественном контексте. Пример из синестетического
описания любезных нам колоколов: "А на губах, как черный лед, горит
стигийского воспоминанье грома" (О. Мандельштам).
Итак - звоны могут быть разными по цвету, и даже бесцветными,
согласно выявленной здесь схеме-триаде синестетической "рефлексии":
"т е м б р ®
э м о ц и я ®
ц в е т".
Но уж если мы отошли так далеко от "малинового" звона, то обратим
внимание на то, что в воображаемом синестетическом пространстве
звоны колокола могут приобретать не только цветовую характеристику.
Они могут отличаться друг от друга по светлоте: "Вокруг колокольни
вьются белые голуби - точно веселый звон превратился в птиц"
(М. Горький, "Ералаш"); "И вдруг с черного неба опрокинули огромную
чашу густейшего медного звона" (М. Горький, "Жизнь Клима Самгина");
по размерам: "Старые колокола топят его (колокольчик) в своем гуле,
как муху в масле" (М. Горький, "Мать"); "Колокола с их гигантскими
лопающимися пузырями звука" (Ю. Олеша); "Мелкий перезвон колоколов"
(В. Короленко) - в зависимости от высоты звучания и громкости. Более
того, синестетический слух фиксирует тончайшие временные,
динамические, структурные характеристики звука, его рисунок: "Тихо
прогудела колокольная медь. Осторожно сорванный звук тоненькой
ниточкой протянулся над сияющей землей" (А. Неверов, "Гуси-лебеди"),
"Колокольный звон пронесся звуковой спиралью" (П. Верлен). Здесь
ассоциации строятся уже не по сходству эмоций, а по сходству
структуры, или, как говорят психологи, гештальта слухового и
визуального образов.
Так что звоны бывают всякими - "красными" и "блестящими", "круглыми"
и "тонкими", "черными" и "длинными", на простейшем примере доказывая
сложность мира синестетического воображения.
... А как же быть с "малиновым звоном" в Спасской башне? О чем здесь
звонит колокол? Он звонит в память о маленьком чуде русского языка и
о нашей юности, когда не было хозрасчета, но был расчет на то, чтоб
сказку сделать былью (последние несколько лет городские власти не
включают установку - не до того).
___________________________________
1. Галеев Б. М.
Какого цвета "Малиновый звон"? - Природа, 1989, N 3, c.54-57.
2. Цветаева А.
Сказ о звонаpе Московском. - Москва, 1977, N 7, c.129-171
Опубл. в сб. "Свет и звук в архитектуре" (тез.докл).
- Казань. КАИ, 1990, с.18-20.