Драматичность судьбы синестезии как объекта научного, прежде всего,
психологического исследования состоит в том, что основным "полигоном",
где она, синестезия, формируется и функционирует, является язык и
искусство, т.е., шире, культура. Этим и объясняется парадоксальность
ситуации - что, даже изучая природу синестезии как феномена
психики,как межчувственной связи (ассоциации, аналогии и т.д.), мы
видим, что большую результативность в этой области мы имеем у
филологов, теоретиков искусства и философов, нежели у самих психологов
(которые, кстати, зачастую редуцируют эту межчувственную связь до
клинического "соощущения", продолжая апеллировать при этом, увы, к
примерам именно из искусства).
Отсюда устойчивость уже векового мифа о таинственности генезиса
синестезии и, в особенности, её частного проявления - "цветного
слуха". В определенной мере этому способствует и диктат слова,
конкретно, катахрезная суть словообразования "цветной слух", да и
термина "синестезия" тоже, которые, при известной тяге обыденного
сознания к чудесному и непонятному, воспринимаются в буквальном смысле
и трактуются как реальное "смешение чувств" ("видим звук", "слышим
цвет" и т.д.). В то время как спокойная рефлексия относительно таких
художественных находок, как: "темно-синий напев"(В.Брюсов),"рассвет
был сер, как говор арестантов"(Б. Пастернак), заставляет понять, что
выражение "цветной слух" - само относится к области метафор,и это
исключает его буквальное прочтение.
В заметной мере избавлены от подобного "давления этимологии" те
обращения к изучаемому явлению, когда они осуществляются без
использования упомянутых терминов, и более того - проводятся под
псевдонимом иных проблем, (а то и просто "феноменологически"). У этих
случаев есть, конечно, свои издержки, но на примере Лосева можно
показать и их результативность.
Прежде всего, образцами синестетических по сути аналогий полны у
Лосева его работы по античному мышлению. Так, в натурфилософской
атомистике Демокрита, он отмечает оригинальное объяснение сенсорных
явлений: ощущение сладкого будто бы вызывается круглыми атомами;
острого - угловатыми, узкими; горького - маленькими, кривыми.
(Аналогично и атомистическое происхождение цветов, звуков музыки и
речи, вследствие этого обладающих признаками
"шероховатости","гладкости",
"тяжеловесности".) [2, c.481].
Обращает Лосев внимание и на Секста Эмпирика, который "метафорически" наделяет
звуки качеством "остроты",
"тяжести" [2, c.179, 218].
Вообще в каждом томе этой гигантской эпопеи Лосева под названием "История античной
эстетики" разбросаны упоминания о "гладкости", "твердости",
"светлости", "темности", "мягкости", "резкости", "расплывчатости"
звуков. И что примечательно, лишь в одном из поздних изданий 70-х гг.,
когда активизировались светомузыкальные эксперименты и в моду вновь
стали входиь слова "цветной слух" и "синестезия", (пусть и во
внеразумительной трактовке), Лосев сам впервые использует термин
"синэстезия", анализируя особенности языка Аристотеля при описании им
чувственных феноменов. Но предупреждает при этом, что Аристотель имеет
ввиду межчувственные переносы "посредством языковых образов", а не
непосредственно в сенсорной сфере. "Та область сознания,- цитирует
Лосев античного коллегу,- в которой складывается язык, объединяет
ощущения этих разных восприятий". Так просто и великолепно объяснил
Аристотель - почему и звук, и цвет могут быть "светлыми" и
т.п. [3, c.554].
(По сути дела, речь идет здесь о природе самых
общезначимых синестезий, обозначаемых нынче как "интермодальные
квалитаты" [4, c.142]).
Именно такого рода "синестезии", пусть еще и не используя сам этот
термин, представляет Лосев в своих оригинальных теоретических работах,
- соответственно в том контексте, чему посвящены эти работы: "Музыка
как предмет логики" (1926); "Диалектика мифа" (1930); "Логика символа"
(1933).
Как и в других своих ранних работах, Лосев акцентирует здесь торжество
феноменологического подхода (больше описывать, меньше объяснять - в
контексте интенциональности), в сочетании с перегруженностью дефиниций
архаичным или ново изобретенным понятийным аппаратом, с расширением
смысловых границ исходных понятий до беспредельности в стремлении быть
афористичным ("мир - музыка", "миф - это слово,это имя", "миф есть
символ", "весь мир есть миф и есть чудо" и т.д.). Больше всего у
Лосева синестетических по природе словозначений в труде "Музыка как
предмет логики". Их внедрение и использование позволит, по его мнению,
понять то, что недоступно психологии, не могущей "сделать выводов,
которые были бы вполне достоверны для мыслящего разума и которые бы
обладали хотя бы незначительной внутренней
диалектикой" [5, c.380].
Лосев, наряду с общепризнанными характеристиками звучащей материи
(тон,высота, мелодия, тембр, гармония и т.д.), вводит как
рядоположенные признаки: "массивность", "вес", "тяжесть", "светлота",
"цветность", "плотность", "густота", "объемность" звука.
Лично мне это, кстати, весьма
импонирует, ибо самому пришлось изучать природу большинства из этих
синестетических, интермодальных квалитатовв их
взаимосвязи [6].
Привлекают и многие самонаблюдений Лосева:"Бас гуще тенора, тенор гуще
сопрано, рояль гуще скрипки и т.д. Это не массивность, но именно
плотность. Так же отчетливо я слышу разный вес звуков. Одни звуки
тяжелее, другие легче. Попробуйте назвать начало партитуры к
"Лоэнгрину" Вагнера, доходящее в своей невесомости до прозрачной
бесплотности, тяжелым, а мотив великанов в "Золоте Рейна" - легким, и
вы почувствуете всю четкую определенность и эстетическую необходимость
категории
веса" [5, c.352].
Лосев убежден, что будущая феноменология звука должна и сможет
точнейшим образом описать все эти "элементы". Затем, вслушиваясь в
себя и вновь поражая изощренностью синестатических оценок: "Женский
альт - что-то металлическое,стальное, иногда с блеском, холодноватое и
гордое,...я осязаю здесь умом некую статую, но, может быть,
безглазную", [5, с.386],
он отметает возможные упреки в субъективизме со
стороны тех, с кем он и, это чистая житейская логика, уже "давно
перестал спорить": Довод, этот, конечно, может быть оправдан для
художников,а в науке - только для феноменологистов, верящих "в
самоочевидность внутренних
переживаний" [7, c.718].
Впрочем, Лосев не исключает и возможности каким-то образом объяснять
выявленные им синестетические признаки звука, например,"светлоту". Но
согласитесь уж очень много здесь от Хлебникова: это есть, пишет Лосев,
"выражение самотождественного различия чистого числа, поскольку оно
отражено на чистой алогической гипостазированности числа, или на его
вещности" [5, c.350].
Почему в теории музыки сохранилось не эта, а другая
емкая и убедительная трактовка данного признака Е.Мальцевой,
раскритикованной,кстати, Лосевым за принадлежность к столь нелюбимой
им психологии:"светлота - это тембровое свойство регистра"... Время
шло, и Лосев признается: "Описательность и нетеоретичность
феноменологии всегда делала для меня этот метод только предварительным
и далеким от окончательных целей философии"
(цит.по [5, c.620]).
___________________________________
- Лосев А. История античной эстетики: ранняя
классика - М.: Высшая школа, 1963.
- Лосев А. Античная музыкальная эстетика.
- М.: Музгиз, 1960.
- Лосев А. История античной эстетики:
Аристотель и поздняя классика. - М.: Искусство, 1975.
- Галеев Б. Синестезия - не аномалия,
а проявление невербального мышления. - В кн.: Языки науки - языки
искусства (сб.тр.) - М.: Прогресс - традиция, 2000.
- Цит. по: Лосев А. Из ранних произведений.
М.: Правда, 1990.
- Галеев Б. Об эволюции гравитационных синестезий:
к цвету и свету! - В кн.: Искусство космического века (сб. избр. ст. автора). -
Казань: ФЭН, 2002.
- Феноменология. - В кн.: Философский энциклоп.словарь. - М.:
Сов. Энциклопедия, 1983.
Опубликовано в кн.: Синтез в русской и мировой художественной
культуре (матер.конф.). - Москва: МГПУ, с.18-23.