Рождение и развитие светомузыки, сам процесс создания ее
произведений, обычно, как само собой разумеющееся, связывают с
феноменом "цветного слуха" частным проявлением более общего
свойства психики, синестезии (досл. "соощущения"). Связь между
ними есть, хотя и не столь простая, как мыслит это обыденное
сознание (мол, световая партия в светомузыке - это материализация
на экране того, что подсказывает синестезия). Но прежде - о
природе самой синестезии.
Явление это заинтересовало ученых в конце XIX в., импульс дал
скандально знаменитый цветной сонет "Гласные" Рембо ("А - черное,
И - как кровь"...) - тогда и появился этот термин "цветной слух",
термин необычный, как впрочем парадоксальны и сами стихи Рембо.
Каждому наверняка встречались и в русской поэзии такие, тоже не
совсем обычные, но все же более приемлемые фразы, - типа: "флейты
звук зарево-голубой" (Бальмонт), "Крики брошены горстями золотых
монет" (Блок). Спокойно мы принимаем уже и утверждения о том, что
художник Чюрленис, мол, "видел" музыку, а другой живописец,
Кандинский, "окрашивал" в своем сознании, как и Бальмонт, тембры
музыкальных инструментов. Музыковедческая литература полна
уверений, что композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, Асафьев,
Мессиан обладали способностью "цветного созерцания" тональностей
и аккордов в музыке.
Бытовой позитивизм поверхностной просвещенности, естественный
для всеобщего образования, заставлял воспринимать эти слова
"видел", "окрашивал" без кавычек, и исходная ложная посылка
заставляла искать адекватные ей объяснения данного явления. Их
было предложено множество - и все удручающие: от наивных
обращений к физике ("общность по признаку волновой природы"),
возможного анатомического дефекта ("путаница зрительных и
слуховых нервов"), атавизма психики ("рецидив первобытного
сознания") до чудесной непознаваемой способности ("доступной
только посвященным в тайны эзотерики"). Но со временем, кажется,
со всем этим разобрались - по крайней мере в кругу тех, кто в
течение многих лет разделял с нашим коллективом интерес к данной
проблеме и обсуждал синестезию на специальных секциях "Цветной
слух" на всесоюзных, а затем всероссийских конференциях "Свет и
музыка", проведенных в Казани. Если сказать очень кратко,
синестезия, по нашему мнению, если речь идет о тех ее примерах,
которые мы обсуждаем, это ни в коем случае не отклонение психики,
и никаких "соощущений" в буквальном смысле этого слова ни у
Рембо, ни у Бальмонта, ни у Скрябина не было. По психологической
своей природе - это межчувственная ассоциация, одно из проявлений
невербального мышления, формируемого в основном в подсознании.
Результаты его могут выйти на свет сознания, фиксируясь в слове
как особого рода метафора, т.е. как иносказание, здесь - двойное
иносказание, ибо "пере-нос" значения (как дословно переводится
"метафора") осуществляется еще и с переходом в иное чувство.
И вот представьте себе теперь, получаю я год назад журнал
"Leonardo", элитарное междисциплинарное издание (в котором,
кстати, являюсь "international co-editor"). А там - анонс о
начале планомерного обсуждения синестезии, необычной "мозговой
аномалии", и закономерностей ее проявления, чтобы использовать
итоги дискуссии - ни более и не менее - в целях выработки
алгоритмов компьютерного синтеза разного рода аудиовизуальных
средств.
Надо сказать, что на Западе, прежде всего в США, сегодня вообще
наблюдается своего рода "синестетический бум": выпускаются
специальные книги, защищаются диссертации, проводятся
конференции, открываются синестетические Web-страницы в
"Интернете". И практически везде, на уровне коллективного
предрассудка - констатация уникальности, необычности и нередко
откровенной аномальности синестезии, пусть эта аномалия, судя по
всему, какая-то странная, мыслится с положительным знаком.
Повторяется и педалируется то, что уже пережила европейская и
советская наука в отношении синестезии. Свой "вклад" в подобный
редукционизм, к сожалению, внес и наш академик-нейрофизиолог
А.Лурия, чья знаменитая книга о "синестете" Шерешевском является
своего рода библией нынешних исследователей синестезии как
"мозговой аномалии". Изучая весьма редкие реальные случаи
аномальных "соощущений", являющихся симптомом "церебрального
артериосклероза" и "беременности", он в этом же ряду упоминает
"цветной слух" Скрябина и других
композиторов [1].
Да что Лурия - ему, по его профессии, простительны такие издержки.
Подскальзывалась на синестезии и мировоззренческая наука.
"В психиатрии, - писал, например, В.Н. Сагатовский, - синестезию
(восприятие каждого звука окрашенным в определенный цвет)
называют страданием. Да, этой "ненормальностью" страдали
немногие, в частности, Скрябин и Блок. Но если это свойство
расширяет возможности видения и творения прекрасного, не
отражаясь на других функциях организма и личности, то почему же
оно "ненормально"? "Сверхценные" идеи параноика и идеи гения
одинаково необычны, но первые из них будут ненормальными отнюдь
не вследствие их
необычности" [2, c.338].
И это написано в советские времена, представителем "самой пере
довой в мире" материалистической философии!.. Здесь все
противоречит самой этой философии. И собственно фактам. Именно
обращение к ним, к фактам, показывает, что синестезии Блока
("голубая тишина", "красный зов") и Скрябина ("До мажор -
красный, цвет материи") отнюдь не связаны с "восприятием каждого
звука окрашенным в определенный цвет", имея к тому же откровенно
образную либо символическую природу. А стыдливые закавычивания
слова "страдание" не спасают от биологизации и уникализации
явления, которое даже в таких прельстительных качествах (в ранге
"безопасной" и даже "полезной" патологии), согласитесь, никак не
может быть использовано в процессе межчеловеческого, тем более
художественного общения.
Остается только развести руками и сказать: "Ну ладно,
церебральный артериосклероз у Скрябина мог быть, но беременность
- вряд ли!.." А если без шуток, еще раз - никакого "цветного
слуха" в понимании Лурия (Сагатовского и др.) у композиторов,
конечно же, не бывает. И вообще, - если мы рассуждаем о "цветном
слухе" применительно к искусству, а не к клинике, - само понятие
"цветной слух" есть метафора, и буквальное его понимание
равносильно утверждению правомерности существования "жареной
воды".
Вот такого рода дискуссии разгорелись у меня с моими
американскими коллегами. А в российской печати 10-15 последних
лет, если говорить о психологическом, гносеологическом статусе
синестезии, - вообще "тишина", нет ни слова, либо, если
перелистать скороспелые коммерческие издания психологического
содержания - перепевы прошлых лет, в лучшем случае, с добавлением
унылых откровений эзотерического толка. Вот поэтому и приходится
вновь возвращаться к данной проблеме, что позволяет заметить
интересную закономерность. Итак...
В это трудно поверить - но когда-то понятие "ассоциация"
воспринималось иначе, чем сейчас, и носило в основном негативный
характер. Так, "некоторым видом сумасшествия" называл ее
знаменитый философ XVII века Дж. Локк. Также трудно поверить -
"болезнью языка" называли метафору (середина XIX века, английский
лингвист М. Мюллер). Сейчас, кажется, все встало на свои места.
Выяснилось, что ассоциации бывают разные - случайные, сугубо
индивидуальные и общезначимые, доступные всем и вследствие этого,
простите за тавтологию, значимые для человека. Более того,
сегодня уже говорят, причем с уважением, об "ассоциативном
мышлении", "ассоциативном мозге". И с метафорой тоже ясно - она,
кстати, как раз и базируется на ассоциативных сопоставлениях,
являя собой сердцевину поэтики, суть стихотворного языка.
Казалось бы, здравый смысл восторжествовал, - но homo sapiens
снова дал повод усомниться в том, что он на самом деле sapiens,
когда обратился к изучению синестезии, которая являет собой как
раз особую ассоциацию (межчувственную), особую метафору
(межчувственный перенос). И не удивительно, что современник Рембо
и Бальмонта психолог А. Бине, один из первых исследователей
синестезии, догадался, что в основании необычных поэтических
строк "со смешением чувств" лежит метафора, но это для него -
"метафора-уродец". Поразительно, но факт - преднамеренное
придумывание синестетических сопоставлений, но именно в качестве
примера абсурда (катахрезы, оксюморона, если перейти в сферу
филологии), можем увидеть задолго до Бине у не менее известных,
чем Дж. Локк, философов. Объясняя функцию денег как формы меновой
стоимости, осуществляющей "братание невозможностей", К.Маркс
приводит в качестве подобного "приравнивания неоднородного"
сопоставление голоса известной певицы и ... хвоста
кометы [3, т.3, с.422-443].
А сегодня мы спокойно воспринимаем такие стихи:
"Женский голос, как ветер, несется, / Черным кажется, влажным,
ночным. (Это из Ахматовой.) Заливает алмазным сиянием, / Где-то
что-то на миг серебрит." В "Даре" Набокова цитируется
Н. Чернышевский, который также в качестве примера "бессмысленного
сочетания слов" сам придумал выражение "синий звук", чем как бы
напророчил блоковский "звонко-синий
час" [4, т.3, с.216].
Добавим к набоковской ссылке и ошеломляющий "синий лязг подков"
Есенина!.. Да что философы, у Пушкина в "Египетских ночах" -
такой абсурдистский эпиграф: "Из своего голоса он сделает все,
что захочет. Ему бы следовало, сударыня, сделать из него себе
штаны". А через сто лет Маяковский превращает подобный образ в
великолепную синестетическую метафору: "Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса своего".
Отсюда очевидно, что синестетические способности - не
биологического, а социального происхождения. И именно искусство
является той областью, где культивируется и развивается
синестезия как концентрированное проявление образного мышления,
отвечающего художественному стилю, духу данной эпохи.
Но почему столь схоже, трагично сложилась судьба понятий
"ассоциация", "метафора", "синестезия"? Дело в том, что все они
даже этимологически относятся к "связи", а в любой системе, любой
структуре именно связи заметить и изучать намного труднее, чем
сами элементы, компоненты этой системы. Система чувственного
отражения мира - не исключение...
___________________________________
- Лурия А. Маленькая книга о большой памяти. - М.: Изд-во МГУ,
1968.
- Сагатовский В. Философия как теория всеобщего и ее роль в
медицинском познании. - Томск: Изд-во ТГУ, 1968.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд.
- Набоков В. Собр.соч. в 4 т. - М.: Правда, 1990.
Опубл. в сб.тезисов "Прометей-2000", Казань, 2000, с.73-77.