У философов-сенсуалистов ХVIII в. были популярны мысленные
эксперименты с ожившими статуями, функционирующими в режиме сенсорного
ограничения. В художественной форме подобная ситуация моделируется
В. Короленко - на примере досконального анализа чувственного мира
слепого музыканта (1885 г.). Исходные посылки писателя как бы
дополняют рассуждения Д. Локка, Э.Б. Кондильяка. "Мир, сверкавший,
двигавшийся и звучавший вокруг,- пишет он,- в маленькую головку
слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы
отливались его представления". Короленко очень тонко подмечает участие
в данном процессе синестезий (межчувственных связей). Для слепого
мальчика: звуки капель "падали в комнату, подобно ярким
и звонким камешкам", "звуки летели и падали один за другим,
все еще слишком пестрые", "звуки тускнели, "еще раз
пролетала над этим тускнеющим хаосом длинная и
печальная нота человеческого окрика", "мелкий (в другом месте
тонкий) перезвон колоколов". Все подчеркнутые
эпитеты и глаголы - из внезвуковой сферы (т.е. синестетичны). Можно
считать, что для слепого вся музыка - своего рода синестетическая
пантомима: "Казалось, что слепой придавал еще какие-то особенные
свойства каждому звуку: когда из-под его руки вылетела веселая и
яркая . нота высокого регистра, он подымал оживленное лицо,
будто провожая кверху эту звонкую летучую ноту. Наоборот,
при густом, чуть слышном и глухом дрожании баса он наклонял ухо, ему
казалось, что этот тяжелый тон должен непременно низко
раскатиться над землею, рассыпаясь по полу".
Более того, писатель использует синестезию в основе самой фабульной
коллизии повести. К этому времени, правда, уже были провозглашены
поэтические гимны синестезии: "Соответствия" Ш. Бодлера (1857),
"Гласные" А. Рембо (1871), затем "Аромат Солнца" К. Бальмонта
(1899). Но все это есть лишь изысканный повод для утверждения
художественного эзотеризма, а то и вовсе декларирования декаданса
("Навыворот" Ж. Гюисманса, 1855) либо воспевания наркотического
мировосприятия ("Синестезия" и "Пейотль" А. Рейеса, 1959).
Гуманистическое мировоззрение Короленко - в сюжетно мотивированной
попытке использования синестетических способностей для высоких целей
"компенсации" чувственной аномалии. Эпизоды книги: отчаявшаяся мать
иллюстрирует мальчику разницу в черных и белых крыльях аиста игрой в
низком (темном) и высоком (светлом) регистрах. Сам мальчик, услышав
выражение "красный звон", - в еще большем отчаянии: "Если у звуков есть
цвета, и я их не вижу, то, значит, даже звуки недоступны мне во всей
полноте". В стремлении объяснить, что синестезия (цветной слух) - не
реальное "соощущение", герой Короленко Максим вынужден сделать
следующие научные открытия, увы, до сих пор остающиеся непонятыми
многими исследователями:
1) Синестезия - "это простое сравнение". И далее: "Так как и звук и
свет, в сущности, сводятся к движению, то у них должно быть много
общих свойств". Прежде всего, данный вывод относится к
пространственно-звуковым, пластическим соответствиям, что было
подмечено еще Аристотелем, указавшим на посредничество движения
в образовании подобных "сравнений". Очевидное применительно к
первичным (объективным), по Д. Локку, свойствам, это объяснение
оказалось неприменимым к "сравнениям" вторичных качеств (цвет, тембр и
т.п.).
2) Может быть, природа красочной, цвето-тембровой синестезии - в
физической связи цвета и звука (идея, популярная со времен Ньютона)?
Максиму "пришло в голову объяснение, сводящееся к относительным цифрам
колебаний, но он знал, что юноше нужно не это. Притом же тот, кто
первый употребил световой эпитет в применении к звуку, наверное, не
знал физики, а между тем уловил какое-то сходство". Следовательно,
ньютоновская аналогия "спектр-гамма" здесь ни при чем.
3) В чем же подлинная суть красочной синестезии? Максим: "Я думаю, что
вообще на известной душевной глубине впечатления от цветов и от звуков
откладываются уже как однородные. Мы говорим: он видит все в розовом
свете. Это значит, что человек настроен радостно. То же настроение
может быть вызвано известным сочетанием звуков. Вообще звуки и цвета
являются символами одинаковых душевных движений". Синестезия -
межчувственная ассоциация, а не соощущение, и поэтому из опытов матери
юного музыканта "ничего бы не вышло", считает Максим. Воскрешает
слепого, по сюжету, не цветной слух, а любовь, но это уже не входит в
предмет естественной науки. А для нас главный итог: посредником связи
в красочной синестезии выступает эмоция (душевное движение). Ее
субъективный характер определяет индивидуальную и контекстуальную
изменчивость цвето-тембровых соотношений. Отмечая, что связь эта
осуществляется на "известной душевной глубине", Короленко
предвосхищает современные указания на участие в формировании
синестезий интероцепции и протопатического компонента экстероцептивных
ощущений, утопленных "в глубину" подсознания (что и осложнило изучение
красочной синестезии идеалистической и вульгаризаторской наукой).
Примечательно, что создание повести приходится на самое начало
исследований синестезии, погрязших в позитивистских, патогенетических,
мистических трактовках явления. Художественное "здоровье" писателя
предупредило умозрительные заблуждения, в которые впала наука в
толкованиях "цветного слуха" (лишь много лет спустя отметят вклад
Короленко в изучение синестезии - на специальном конгрессе
"Farbe-Тоn-Forschungen", Hamburg, 1927).
Подчеркивая пафос названия доклада, можно вместе с тем высказать
сомнения конкретно о характере самих синестетических переживаний
слепого (будто бы испытываемых им в моменты душевного
подъема): "Перед его потухшими еще до рождения глазами вдруг зажглись
странные призраки. Были ли это лучи или звуки, он не отдавал себе
отчета. Это были звуки, которые оживали, принимали формы и двигались
лучами. Они сияли, как купол небесного свода"... (ср. с реальными
наблюдениями слепых: Wheeler R.H. The synaesthesia of a blind subject.
- University of Oregon Publications, 1920, N 5). Но надо иметь в виду,
что Короленко выступает здесь все же как художник, а не натуралист,
кстати, доказавший свою высокую проницательность в исходном вопросе -
объяснении природы синестезии в ее норме. И дело науки теперь -
провести сопоставительный анализ синестетического фонда зрячих, слепых
и глухих, что позволило бы - уже в свете наших интересов - выявить
границы биологического и социального в наследовании этих способностей.
Опубликовано в кн.: Синтез искусств в эпоху НТР.
Сб. тезисов науч.-техн. семинара, 20-30 сент. 1987. - Казань: КАИ, 1987,
с.92-95.