"Универсальность" искусства
слова, о которой писал в свое время В.Г. Белинский,
включает в себя не только его
"живописность", "музыкальность",
"театральность", но и - такова писательская
судьба - "философичность". Более того,
поручая своим героям думать, размышлять по
разному поводу, писатель нередко вынужден
выступать в нечаянной роли ученого, причем порою
с весьма успешными результатами. Таков, например,
вклад Короленко в изучение так называемого
"цветного слуха" (частный случай синестезии,
т.е. межчувственных сопоставлений).
У философов-сенсуалистов ХVIII в.
были популярны мысленные эксперименты с
ожившими статуями, функционирующими в режиме
сенсорного ограничения. В художественной форме
подобная ситуация моделируется В.Короленко - на
примере досконального анализа чувственного мира
слепого музыканта (1885 г.). Исходные посылки
писателя как бы дополняют рассуждения Д. Локка,
Э.Б. Кондильяка. "Мир, сверкавший, двигавшийся и
звучавший вокруг,- пишет он, - в маленькую головку
слепого проникал главным образом в форме звуков,
и в эти формы отливались его представления".
Короленко очень тонко подмечает участие в данном
процессе синестезий Для слепого мальчика: звуки
капель "падали в комнату, подобно ярким
и звонким камешкам", "звуки летели и падали
один за другим, все еще слишком пестрые",
"звуки тускнели, "еще раз пролетала
над этим тускнеющим хаосом длинная и
печальная нота человеческого окрика", "мелкий
(в другом месте тонкий) перезвон
колоколов". Все подчеркнутые эпитеты и глаголы
- из внезвуковой сферы (т.е. синестетичны). Если
перейти к музыке, можно считать, что для слепого
она - музыка - воспринимается как своего рода
синестетическая "пантомима": "Казалось,
что слепой придавал еще какие-то особенные
свойства каждому звуку: когда из-под его руки вылетала
веселая и яркая нота высокого регистра,
он подымал оживленное лицо, будто провожая кверху
эту звонкую летучую ноту. Наоборот, при густом,
чуть слышном и глухом дрожании баса он наклонял
ухо, ему казалось, что этот тяжелый тон
должен непременно низко раскатиться над
землею, рассыпаясь по полу".
Более того, писатель использует
синестезию в основе самой фабульной коллизии
повести. К этому времени, правда, уже были
провозглашены поэтические гимны синестезии:
"Соответствия" Ш. Бодлера (1857), "Гласные"
А. Рембо (1871), затем "Аромат Солнца"
К. Бальмонта (1899). Но все это чаще всего есть лишь
изысканный повод для утверждения
художественного эзотеризма, а то и вовсе
декларирования декаданса ("Навыворот"
Ж. Гюисманса, 1885) либо, если взять более поздние
примеры, воспевания наркотического
мировосприятия (эссе "Двери восприятия"
О. Хаксли, 1954, стихи "Синестезия" и
"Пейотль" А. Рейеса, 1959). Гуманистность
позиций Короленко - в сюжетно мотивированной,
пусть и тщетной попытке использования
синестетических способностей для высоких целей
"компенсации" чувственной аномалии. Эпизоды
книги: отчаявшаяся мать безуспешно иллюстрирует
мальчику разницу в черных и белых крыльях аиста
игрой в низком (темном) и высоком (светлом)
регистрах. Сам мальчик, услышав выражение
"красный звон", - в еще большем отчаянии:
"Если у звуков есть цвета, и я их не вижу, то,
значит, даже звуки недоступны мне во всей
полноте". В стремлении объяснить, что
синестезия (цветной слух) - не реальное
"соощущение" (как трактуют ее до сих пор даже
в академических и энциклопедических изданиях!),
герою Короленко Максиму приходится сделать
следующие научные открытия, увы, по сей день
остающиеся непонятыми многими исследователями:
1) В природе синестезии нет
никакой мистики - "это простое сравнение". И
далее: "Так как и звук и свет, в сущности,
сводятся к движению, то у них должно быть много
общих свойств". Добавим от себя, данный вывод
прежде всего относится к
пространственно-звуковым, пластическим
соответствиям, что было подмечено еще
Аристотелем, указавшим на посредничество
движения в образовании подобных
"сравнений". Очевидное применительно к
первичным (объективным), по Д. Локку, свойствам,
это объяснение поначалу оказалось трудно
приложимым к "сравнениям" вторичных,
субъективных качеств (цвет, тембр и т.п.).
2) Так, может быть, природа
красочной, цвето-тембровой синестезии - в
физической аналогии цвета и звука (идея,
популярная со времен Ньютона)? В связи с этим
Максиму, пишет Короленко, - "пришло в голову
объяснение, сводящееся к относительным цифрам
колебаний, но он знал, что юноше нужно не это.
Притом же тот, кто первый употребил световой
эпитет в применении к звуку, наверное, не знал
физики, а между тем уловил какое-то сходство".
Следовательно, ньютоновская аналогия
"спектр-гамма" здесь ни при чем.
3) В чем же подлинная суть
красочной синестезии? Вывод Максима: "Я думаю,
что вообще на известной душевной глубине
впечатления от цветов и от звуков откладываются
уже как однородные. Мы говорим: он видит все в
розовом свете. Это значит, что человек настроен
радостно. То же настроение может быть вызвано
известным сочетанием звуков. Вообще звуки и
цвета являются символами одинаковых душевных
движений". Таким образом, говоря более строгим
языком науки, синестезия - это межчувственная
ассоциация, "со-чувствование",
"со-представление", а не "со-ощущение" (и
поэтому из опытов матери юного музыканта
"ничего бы не вышло", заключает Максим).
Воскрешает слепого, по сюжету, не цветной слух, а
любовь, но это уже не входит в предмет
естественной науки. А для нас главный итог:
посредником межчувственной связи в красочной
синестезии выступает эмоция ("душевное
движение"). Ее субъективный характер
определяет индивидуальную и контекстуальную
изменчивость цвето-тембровых соотношений.
Отмечая, что связь эта осуществляется на
"известной душевной глубине", Короленко
предвосхищает современные указания на участие в
формировании синестезий интероцепции и
протопатического компонента экстероцептивных
ощущений, утопленных "в глубину"
подсознания (что и осложнило изучение красочной
синестезии идеалистической и
вульгарно-материалистической наукой).
Примечательно, что создание
повести приходится на самое начало исследований
синестезии, погрязших в позитивистских,
патогенетических, мистических трактовках
явления. Художественное "здоровье" писателя
предупредило умозрительные заблуждения, в
которые впала наука в толкованиях "цветного
слуха" (лишь много лет спустя специалисты
особо отметят вклад Короленко в изучение
синестезии - на специальном конгрессе
"Farbe-Тоn-Forschungen", Hamburg, 1927; на одной из
конференций "Свет и музыка", Казань, 1992).
Опубл. в сб.: Короленковские чтения (тез.докл.). - Глазов,
ГГПИ, 2000, c.23-24.