Сейчас во всем мире, порою даже на уровне модного поветрия,
развернулся настоящий исследовательский бум по изучению "цветного
слуха", или, в более общем определении, "синестезии" (букв.
"со-ощущений"). Проводятся международные конференции, защищаются в
разных странах многочисленные диссертации, создано несколько
web-site's (т.е. тематических "страниц" в интернетовской "мировой
паутине"), организовано Американское и даже Международное общество
синестезии.
...А мы у себя в Казани занимаемся этой интереснейшей проблемой
психологии и эстетики уже около 40 лет. На каждой из десяти всесоюзных
конференций "Свет и музыка", проведенных нами в Казани, всегда
работала секция "Цветной слух". Специальную конференцию, посвященную
целиком этой проблеме мы организовали совместно с МГУ в Москве. Еще на
рубеже 60-70 гг. нами был проведен анкетный опрос всех 25.000 членов
творческих Союзов СССР. Много лет велись опыты с детьми по рисованию
музыки. Опубликовано несколько книг, посвященных синестезии, и многие
десятки статей, включая энциклопедические. И теперь мы видим, что -
без всякой там ложной скромности - в понимании сути этого
"таинственного" явления Казань во многом обогнала многих ученых, в том
числе и западных. Я русский бы выучил только за то, что... на русском
много интересных публикаций о синестезии - так должны были бы считать
нынче иноземные ученые. И некоторые, самые серьезные, на самом деле,
учат. Но большинство, никуда тут не денешься, видят русский язык
вместе с оборванной и обворованной Россией, простите за просторечие,
"в гробу, в белых тапочках" и, соответственно, не знают и знать не
хотят наших работ. К сожалению! А нас заставляют вымучивать
английский...
Как бы то ни было, пока на русском, для своих, и очень кратко,
зачина ради, - предлагаю текст моей маленькой статеечки,
подготовленной для будущей Большой Российской Энциклопедии, затея
создания которой недавно благополучно скисла и заглохла на время, -
после прошлогодней финансовой катастрофы. А статеечка осталась.
Итак...
Столкнувшись с поэтическими откровениями типа:
"Флейты звук зорево-голубой" (К. Бальмонт) либо: "В глазах красно от
бузинной пузырчатой трели" (М. Цветаева), ознакомившись с признаниями
композитора Скрябина о том, что для него тональность C-dur - красного
цвета, и откровениями художника Кандинского, "окрашивающего" как и
Бальмонт, тембры музыкальных инструментов, исследователи попросту не
заметили, что имеют дело с метафорой, пусть и необычной, связанной с
межчувственным переносом. Пытались объяснить эти так называемые
синестезии именно как реальное "со-ощущение", привлекая физические
аналогии звука и света (мол, "и то и другое - волновые явления"),
анатомию ("возможно, перепутались нервные волокна"), атавизм ("рецидив
первобытного сенсорного синкретизма"), пусть и полезная, но болезнь
("разве это нормально, что звук может "резать" или "светиться"?),
психоделика ("при восприятии наркотиков начинаются галлюцинации, и
звуки на самом деле могут быть видимыми!"), чудесное, эзотерическое
свойство психики ("это доступно только избранным, кто приобщен к
«тайному знанию»"). Как бы то ни было, синестезия и ее частное
проявление "цветной слух" признавались аномалией, - с положительным
ли, отрицательным ли знаком. Отсюда - ходячие предрассудки на уровне
энциклопедических и даже академических изданий: "Синестезия -
отклонение в сенсорной системе; синестезией страдали Рембо, Бодлер,
Бальмонт, Блок, Скрябин, Римский-Корсаков, Кандинский; в ХХ веке
популярны попытки создания на базе синестезии и, конкретно, цветного
слуха абстрактной живописи и нового искусства - светомузыки"
(предрассудки эти устойчивые и для советской, и для нынешней
российской науки, и для Запада).
Реально же синестезия - никакое не "со-ощущение", а скорее, если
быть точнее, это "со-представление". По психологической своей природе
это "всего навсего" межчувственная ассоциация, часто многоуровневая,
системная; это проявление метафорического мышления (которое, как
известно, как раз и базируется на механизме ассоциаций). И даже само
понятие "цветной слух", оказывается, - это метафора! Не видел реально
Бальмонт никакого цвета при звуках флейты!..
Итак - метафора, ассоциация, сравнение, сопоставление, иносказание...
Но если в метафоре "девушка - лилия" происходит сопоставление
визуального с визуальным, то сравнение девушки с "Элегией" Массне или
звуками свирели - уже иного, именно синестетического свойства.
Метафоры, как уже давно установлено наукой, генетически основаны на
ассоциациях "по сходству", в синестезии же эта связь формируется
именно "по сходству" казалось бы несовместимых, разнородных чувств
(зрения и слуха, например), что и выглядит внешне как парадоксальное
"смешение чувств". Причем сходство здесь может быть либо по содержанию
(смыслу, эмоциональному воздействию) - пример из Бальмонта, либо по
форме (структуре) - пример из Цветаевой. Межчувственный перенос,
синестетическое сравнение, как и любое сопоставление "по сходству" -
это, как можно догадаться, уже операция мышления. Только мышление в
данном случае осуществляется, так сказать, не выходя за рамки
сенсорно-чувственной сферы, т.е. относится к сфере невербального,
чувственно-образного мышления. Причем здесь невербальное мышление -
более сложное, чем, например, просто визуальное или музыкальное
мышление, ибо осуществляется оно уже в ранге связей в целостной
полимодальной системе разнородных восприятий. А то, что этот акт
синестетического мышления происходит зачастую с участием подсознания,
а на свет сознания выходит и фиксируется, положим в слове, лишь сам
результат ("флейты звук зорево-голубой"), все это и придает синестезии
элемент таинственности, чем и объясняются отмеченные выше предрассудки
просвещенного знания..
...А далее, ниже представим любознательному читателю два небольших
"эссе", написанных, надеюсь, уже более понятным, популярным языком.
Они связаны с анализом проявлений синестезии в творчестве таких столь
разных русских поэтов, как Константин Бальмонт и Марина Цветаева. Все
эти исследования проводятся в плане исследовательской программы
"Университеты России".
Кстати, статья о "цветном слухе" Бальмонта написана нынешним
аспирантом Искандером Абдуллиным на основе его студенческой дипломной
работы (надеюсь, что он доведет это исследование до уровня
диссертации). Еще одна студента КГУ, теперь уже в плане работ местного
НИИ "Прометей", взялась за исследование синестезии в татарском языке и
литературе. Несколько студентов и выпускников муз.-пед. фак-та
Педагогического университета и Консерватории ведут параллельное
исследование проявления и закономерностей синестезии, цветного слуха в
музыке. Казанская школа изучения синестезии, этого удивительного
свойства художественного мышления, живет и продолжается! Чего и вам
желаем!..
А после прочтения прилагаемых ниже материалов мы попросили бы
читателей и писателей, участвующих в этом журнале, задуматься и
вспомнить: может быть, Вы и сами замечали за собой эти синестетические
склонности? Какие синестезии встречались и запомнились Вам в
творчестве любимых Вами писателей, или, - если Вы сами пишете, - в
собственной прозе или стихах? Если есть что сообщите, не сочтите за
труд "черкнуть" нам о том письмецо по адресу: 420111, Казань, К. Маркса
10, НИИ "Прометей" (наш е-mail:bulat.galeyev@mail.ru).
Опубликовано в журнале "День и Ночь", 1999,
N 5-6, с.220-221.