Бытие, определяющее сознание, определяет и исходный его уровень -
полисенсорную перцепцию, со всеми ее морфологическими и
функциональными особенностями. При этом функции как всегда, определяют
структуру, и сама система чувственного отражения, вследствие этого,
является отражением действительности.
А если говорить проще, окнами в сознание являются органы чувств, и они
уже подробно изучены как предмет физиологии и психологии. Но все же,
почему их пять и именно таких, какие они есть - волновало, кажется,
больше философов, нежели психологов. Ими же многие века настойчиво
обсуждается вопрос о возможности существования некоего "общего
чувства", объединяющего остальные, либо оперирующего их общими
признаками. Аристотель называл это "Koinon aistherion", другие
размышляли о "Sensorium commune", "Gemeinsinn" (Кант, Гердер, Энгельс
и др.). Но вразумительного ответа этот вопрос иметь не мог из-за своей
тогдашней схоластичности - без того, чтобы гносеологическая проблема
не заимела свою естественную психологическую "подоплеку".
Возможно, поможет решить эту проблему наша теория синестезии,
изучающая системные взаимодействия в сфере чувственного отражения
[1].
Для сжатого и емкого ее объяснения используется графический метод,
опираясь при этом на известное положение, что метод - аналог
предмета (см.рис.). В основе его лежит прием "расщепления" исследуе
мых сущностных сил человека - сообразно тому положению, что раздвоение
единого и познание его противоречивых сторон составляет суть диалектики.
Предлагаемая схема не претендует на универсальность и полноту,
иллюстрируя лишь один, интересующий нас срез целостной системы.
Срез этот - плоскостной, схема - в двухмерной системе координат,
наглядно представляющей известный принцип бинарной оппозиции. Итак,
в центре системы чувственного отражения помещаем целостного, здесь -
бисенсорного "человека-перцептивного" ("Ч-П").
Рис.1. Система чувственного отражения
Горизонтальной линией выделяем представляющую наш основной интерес
дихотомию "зрение-слух", а вертикалью - дихотомию "форма-содержание",
которая отражает диалектику знакового (субъективного) и образного
(объективного) в чувственном отражении. (Знаковая форма здесь - это
модальность перцепции; образное содержание - ее структура.)
От каждой из сторон откладываем абстрагируемые, отчленяемые от
"Ч-П" компоненты: 1 - слуховое восприятие; 2 - зрительное восприятие;
3 - модальность слуха: 4 - модальность зрения; 5 - структура
зрительного акта; 6 - структура слухового акта. Естественно, все эти
компоненты предполагают связь с центральной сферой, т.е. с
деятельностью мозга, расположение которого можно условно представить в
центре, совмещенном и воплощенном в "Ч-П". Данная схемная абстракция
впрочем не совсем условна, она отражает реальное разделение наукой
целостного акта чувственного отражения на ощущение и восприятие
(точнее, дифференциацию в нем тех признаков, которые, по Д.Локку, есть
"первичные" и "вторичные" качества)
[2].
Любая система сохраняет, как известно, свою целостность за счет
цементирующих связей между ее компонентами. Связи типа "ассоциация"
(в данном случае межчувственные) и получили название синестезии - они
обозначены пункт.стрелками (возможны и иные, аномальные связи,
деформирующие работу перцептивной системы, например, реальные и
неконтролируемые самим человеком "со-ощущения" при восприятии ЛСД,
при сенсорной изоляции , но они уже не входят в сферу интересов
психологии искусства и эстетики).
Реально синестезии возникают между компонентами 1 и 2, но в своем
многообразии могут акцентировать в связи "первичные", либо "вторичные"
качества. Так, к связям 3-4 относятся такие поэтические тропы как
"красный зов трубы" или музыкальные аналогии "цвет-тембр",
"колорит-гармония", а к связям 5-6 такие синестетические универсалии,
как "мелодия-рисунок", "музыка-архитектура". Возможны и перекрестные
связи 4-6 и 3-5.
В ячейке 7, по нашему мнению, находятся так называемые
"интермодальные квалитаты" - это общие качества всех ощущений,
характеризующие их тонус (силу, активность и насыщенность). Во всех
случаях за ними стоят собственно характеристики качества и интенсивности
разномодальных ощущений (взятых вне структурной их оформленности),
опосредованные общностью их эмоционального тона. "Светлым, темным",
"теплым, холодным", "острым, тупым", "тяжелым, легким", "твердым, мягким"
мы называем, как известно, и сами эмоции (переживания, настроения), и,
вместе с тем, звуки (цвета, запахи, вкусы). "Интермодальные квалитаты"
лежат в основе наиболее распространенных и общезначимых синестезий.
Именно на подобных синестезиях акцентируют свое внимание такие
исследователи как Е. Hornbostrl, L. Marks
[3].
В ячейке 8, судя по всему, должны находиться подобные "интермодальным
квалитатам" признаки, объединяющие структурные свойства восприятия. По
сути дела, на них опирались гештальт-психологи, заявив о возможности
существования амодальной "синтетической формы". Знаменитый их опыт с
"текете" и "малюма", казалось бы, подтверждает это, хотя, увы, реально
не может существовать однозначное, абсолютное структурное подобие
разномодальных явлений. Но упомянутые признаки "острый, тупой",
"мягкий, твердый", "тяжелый, легкий" могут объединять и их, что делает
интермодальные квалитаты 7 и 8 близкими друг к другу.
По нашему мнению, именно совокупность этих системных "интермодальных
квалитатов" 7 и 8 и составляет суть таинственного
"Sensorium cоmmune". Если кто не согласен с этими выводами, как
говорится, "пусть предложит свои"... По крайней мере, укладываются в
них доводы Аристотеля, который в труде "О душе", объясняя "общее
чувство", относит туда именно то, то мы имеем в ячейке 8
(единение чувств по признакам 7 Аристотель тоже отмечает,
хотя и за пределами этого контекста). "Каждое из чувств - писал он, -
имеет своим предметом: слух - слышимое и неслышимое, зрение - видимое
и невидимое... Для общих же свойств мы имеем общее чувство". И самое
главное: "Но не может быть особого органа для восприятия общих
свойств - они воспринимаются каждым чувством привходящим образом;
таковы движение, покой, фигура, величина, число, единство"
[4].
Не противоречат они и другому знаменосцу здравого смысла Ф. Энгельсу.
В "Диалектике природы" он приходит к выводу о неизбежности формирования
межчувственных ассоциаций - на основе опыта совместной работы органов
чувств, - вследствие чего человек не испытывает нужды иметь "вместо пяти
специальных чувств" одно "общее чувство" или обладать способностью
видеть либо слышать запахи" (и то, и другое для него, судя по всему,
одинаково абсурдно)
[5].
В истории культуры нет лишних страниц, и на ее новых страницах -
по-новому предстает суть старых... Такова судьба, по нашему мнению,
и понятия "общее чувство".
___________________________________
1. Г а л е е в Б.М.
Человек, искусство, техника: (Проблема синестезии
в искусстве). Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1987;
G a l e y e v B. The problem
of synaesthesia in the arts // Languages of design. 1993. Vol.1,
№ 2. P.201-203;
G a l e y e v B.
Synaesthesia and Musical Space // Leonardo. 1993.
Vol.26, № 1. P.76-78.
2. L o c k J.
An essay concerning human understanding. New York; Dutton, 1961.
3. H o r n b o s t e l E.
Die Einheit der Sinne // Melos. 1925. № 4. S.290-297;
Marks L. The Unity of Senses: Interrelations of Modalities. New York:
Academic Press, 1978.
4. А р и с т о т е л ь.
Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1976. Т.1. С.415, 424.
5. М а р к с К.,
Э н г е л ь с Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.548.
Опубл. в кн.: Проблема сознания в свете
междисциплинарных исследований: (Тез. докл.). - Казань: Изд-во КГУ,
1997, с.153-157.