для просмотра данного сайта разрешение экрана желательно 1024 на 768 точек
   
"ОБЩЕЕ ЧУВСТВО" - ФАНТОМ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Галеев Б.М.

Бытие, определяющее сознание, определяет и исходный его уровень - полисенсорную перцепцию, со всеми ее морфологическими и функциональными особенностями. При этом функции как всегда, определяют структуру, и сама система чувственного отражения, вследствие этого, является отражением действительности.

А если говорить проще, окнами в сознание являются органы чувств, и они уже подробно изучены как предмет физиологии и психологии. Но все же, почему их пять и именно таких, какие они есть - волновало, кажется, больше философов, нежели психологов. Ими же многие века настойчиво обсуждается вопрос о возможности существования некоего "общего чувства", объединяющего остальные, либо оперирующего их общими признаками. Аристотель называл это "Koinon aistherion", другие размышляли о "Sensorium commune", "Gemeinsinn" (Кант, Гердер, Энгельс и др.). Но вразумительного ответа этот вопрос иметь не мог из-за своей тогдашней схоластичности - без того, чтобы гносеологическая проблема не заимела свою естественную психологическую "подоплеку".

Возможно, поможет решить эту проблему наша теория синестезии, изучающая системные взаимодействия в сфере чувственного отражения [1]. Для сжатого и емкого ее объяснения используется графический метод, опираясь при этом на известное положение, что метод - аналог предмета (см.рис.). В основе его лежит прием "расщепления" исследуе мых сущностных сил человека - сообразно тому положению, что раздвоение единого и познание его противоречивых сторон составляет суть диалектики. Предлагаемая схема не претендует на универсальность и полноту, иллюстрируя лишь один, интересующий нас срез целостной системы. Срез этот - плоскостной, схема - в двухмерной системе координат, наглядно представляющей известный принцип бинарной оппозиции. Итак, в центре системы чувственного отражения помещаем целостного, здесь - бисенсорного "человека-перцептивного" ("Ч-П").


pers_r.gif (4,56kb)

Рис.1. Система чувственного отражения

Горизонтальной линией выделяем представляющую наш основной интерес дихотомию "зрение-слух", а вертикалью - дихотомию "форма-содержание", которая отражает диалектику знакового (субъективного) и образного (объективного) в чувственном отражении. (Знаковая форма здесь - это модальность перцепции; образное содержание - ее структура.) От каждой из сторон откладываем абстрагируемые, отчленяемые от "Ч-П" компоненты: 1 - слуховое восприятие; 2 - зрительное восприятие; 3 - модальность слуха: 4 - модальность зрения; 5 - структура зрительного акта; 6 - структура слухового акта. Естественно, все эти компоненты предполагают связь с центральной сферой, т.е. с деятельностью мозга, расположение которого можно условно представить в центре, совмещенном и воплощенном в "Ч-П". Данная схемная абстракция впрочем не совсем условна, она отражает реальное разделение наукой целостного акта чувственного отражения на ощущение и восприятие (точнее, дифференциацию в нем тех признаков, которые, по Д.Локку, есть "первичные" и "вторичные" качества) [2]. Любая система сохраняет, как известно, свою целостность за счет цементирующих связей между ее компонентами. Связи типа "ассоциация" (в данном случае межчувственные) и получили название синестезии - они обозначены пункт.стрелками (возможны и иные, аномальные связи, деформирующие работу перцептивной системы, например, реальные и неконтролируемые самим человеком "со-ощущения" при восприятии ЛСД, при сенсорной изоляции , но они уже не входят в сферу интересов психологии искусства и эстетики).

Реально синестезии возникают между компонентами 1 и 2, но в своем многообразии могут акцентировать в связи "первичные", либо "вторичные" качества. Так, к связям 3-4 относятся такие поэтические тропы как "красный зов трубы" или музыкальные аналогии "цвет-тембр", "колорит-гармония", а к связям 5-6 такие синестетические универсалии, как "мелодия-рисунок", "музыка-архитектура". Возможны и перекрестные связи 4-6 и 3-5.

В ячейке  7, по нашему мнению, находятся так называемые "интермодальные квалитаты" - это общие качества всех ощущений, характеризующие их тонус (силу, активность и насыщенность). Во всех случаях за ними стоят собственно характеристики качества и интенсивности разномодальных ощущений (взятых вне структурной их оформленности), опосредованные общностью их эмоционального тона. "Светлым, темным", "теплым, холодным", "острым, тупым", "тяжелым, легким", "твердым, мягким" мы называем, как известно, и сами эмоции (переживания, настроения), и, вместе с тем, звуки (цвета, запахи, вкусы). "Интермодальные квалитаты" лежат в основе наиболее распространенных и общезначимых синестезий. Именно на подобных синестезиях акцентируют свое внимание такие исследователи как Е. Hornbostrl, L. Marks [3].

В ячейке  8, судя по всему, должны находиться подобные "интермодальным квалитатам" признаки, объединяющие структурные свойства восприятия. По сути дела, на них опирались гештальт-психологи, заявив о возможности существования амодальной "синтетической формы". Знаменитый их опыт с "текете" и "малюма", казалось бы, подтверждает это, хотя, увы, реально не может существовать однозначное, абсолютное структурное подобие разномодальных явлений. Но упомянутые признаки "острый, тупой", "мягкий, твердый", "тяжелый, легкий" могут объединять и их, что делает интермодальные квалитаты 7 и 8 близкими друг к другу.

По нашему мнению, именно совокупность этих системных "интермодальных квалитатов"  7 и  8 и составляет суть таинственного "Sensorium cоmmune". Если кто не согласен с этими выводами, как говорится, "пусть предложит свои"... По крайней мере, укладываются в них доводы Аристотеля, который в труде "О душе", объясняя "общее чувство", относит туда именно то, то мы имеем в ячейке  8 (единение чувств по признакам  7 Аристотель тоже отмечает, хотя и за пределами этого контекста). "Каждое из чувств - писал он, - имеет своим предметом: слух - слышимое и неслышимое, зрение - видимое и невидимое... Для общих же свойств мы имеем общее чувство". И самое главное: "Но не может быть особого органа для восприятия общих свойств - они воспринимаются каждым чувством привходящим образом; таковы движение, покой, фигура, величина, число, единство" [4]. Не противоречат они и другому знаменосцу здравого смысла Ф. Энгельсу. В "Диалектике природы" он приходит к выводу о неизбежности формирования межчувственных ассоциаций - на основе опыта совместной работы органов чувств, - вследствие чего человек не испытывает нужды иметь "вместо пяти специальных чувств" одно "общее чувство" или обладать способностью видеть либо слышать запахи" (и то, и другое для него, судя по всему, одинаково абсурдно) [5]. В истории культуры нет лишних страниц, и на ее новых страницах - по-новому предстает суть старых... Такова судьба, по нашему мнению, и понятия "общее чувство".


___________________________________

1. Г а л е е в Б.М. Человек, искусство, техника: (Проблема синестезии в искусстве). Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1987; G a l e y e v  B. The problem of synaesthesia in the arts // Languages of design. 1993. Vol.1, № 2. P.201-203; G a l e y e v  B. Synaesthesia and Musical Space // Leonardo. 1993. Vol.26, № 1. P.76-78.

2. L o c k J. An essay concerning human understanding. New York; Dutton, 1961.

3. H o r n b o s t e l  E. Die Einheit der Sinne // Melos. 1925. № 4. S.290-297; Marks L. The Unity of Senses: Interrelations of Modalities. New York: Academic Press, 1978.

4. А р и с т о т е л ь. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1976. Т.1. С.415, 424.

5. М а р к с  К., Э н г е л ь с  Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.548.


Опубл. в кн.: Проблема сознания в свете междисциплинарных исследований: (Тез. докл.). - Казань: Изд-во КГУ, 1997, с.153-157.

 
Copyright 2006. Institute “Prometheus” Home Institute “Prometheus” E-mail