В конце XIХ - начале XX вв. в большинстве художественных направлений
важное значение придавалось не предметам, а их свойствам, которые
становились символами душевного состояния. "К воздвижению мысли, ума
присоединилось воздвижение чувства души", - записал в своем дневнике
А. Блок.
Являясь "нервным центром мира", поэт сводит в единый образ природу,
которая воплощается в звуках, красках и т.д., и свое переживание, для
того чтобы полнее выразить свои чувства и адекватно передать их
другому. Большое значение в возникновении аудиовизуальных аналогий
играет эмоциональный фактор, который психологи называют "общим
эмоциональным законом". "Сущность этого закона, - говорит
Л.С. Выготский, - сводится к тому, что впечатления или образы, имеющие
общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас исходное
эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой".
Таким образом возникает и синестезия как образ субъективного
переживания поэта.
На предыдущей конференции "Свет и музыка" автор анализировал
творчество А. Блока и показал, что использование синестезии было для
него не случайным и связано с эволюцией мировоззрения поэта.
На основании исследования поэзии русских символистов (Д. Мережковского,
Ф.Сологуба, Вяч. Иванова, А. Белого, К. Бальмонта и др.) можно сказать,
что все они, как и А. Блок, активно ключают в арсенал художественных
средств поэзии синестезию. Синестезия явилась характерным признаком
"новой поэзии", проводниками которой они считали себя и в системе
которой было оправдано синкретическое слияние чувств. Известно даже,
что, выступая адептом синестезии, А. Белый считал, что "отсутствие
цветного слуха в художнике пера и кисти - изъян", и сам давал яркие
примеры: "всклубится дымом черный хохот", "пели лунные лучи в мое
расширенное ухо", "слыщу желтый хохот рыси", "смех
серебристый", "браунинг красным хохотом разрывается в воздух",
"золотой перезвон" и т.д.
К. Бальмонт, выступая в своей известной статье "Поэзия как волшебство"
теоретиком и практиком синестетизма и давая там такие описания, как
"... и - тонкая линия..." и т.д., считал, что "слово есть чудо, а в
чуде волшебно все, что его составляет", и что "каждая буква есть
волшебство, имеющее свою отдельную чару, и мы это выражаем в отдельных
словах". Широко используя в своей поэзии синестетические образы,
К. Бальмонт, как и в отношении аллитераций, теряет часто чувство меры:
"твой смех прозвучал серебристый, нежней, чем серебряный звон",
"светлый голос мандолины сладкой лаской прозвучал", "сладкий голос
мандолины", "зеленый звон", "пурпурный час", "влажная темнота" и т.д.
(Интересно, что, переводя других авторов, он почти не вводит в
переводы синестетические образы.) В поэзии В. Брюсова синестетические
образы тоже встречаются, но, как и у А. Блока, в основном в
стихотворениях раннего периода, что также связано с эволюцией
мировоззрения поэта.
Таким образом, русские поэты-символисты в своих творческих положениях
пытались доказать правоту и закономерность возникновения смелых тропов
- синестетических образов. Но когда поэт уходит от исследования своего
"я", тогда поэзия его освобождается от многих "украшений" (включая и
синестезию), становится более простой и ясной.
Опубликовано в кн.: Всесоюзная школа молодых
ученых и специалистов "Свет и музыка". Тез. докл. 24 - июня 4 июля 1979.
- Казань: КАИ, 1979, с.101-102.