Комплексность проблемы, имеющей многоаспектный характер,
предполагает и комплексный метод ее исследования с опорой на
данные различных наук (литературоведения, психологии, философии,
эстетики и т.д.).
Нами выбраны литературоведческий и психологический аспекты в
комплексном исследовании синестезии, которое проводит СКБ
"Прометей".
В конце XIX - начале XX в. представители большинства
художественных направлений важное значение придавали не предметам,
а их свойствам, которые становились знаками, символами души. "К
воздвижению мысли, ума присоединилось воздвижение чувства, души",
- писал А. Блок
[6, 23].
Целью становилась передача всевозможных
настроений, движений души, для чего, естественно, нужен был и
новый язык, новые художественные средства. Символизм стал одним из
ведущих направлений.
Главным в творчестве символистов была не объективная
действительность, а отношение к ней. Свойства предметов отрываются
от их носителей, слова теряют основное значение и употребляются в
переносном, создается возможность образования любых соответствий.
Краски и звуки становятся символами, характеризующими определенные
душевные состояния. В творчестве символистов доминировал
ценностный аспект отражения действительности
[8].
Они чувствовали
невозможность раскрыть свою душу существующими средствами и
стремились найти, по выражению А. Белого, "иные средства познания и
общения", иные средства художественной выразительности.
На основании исследования поэзии русских символистов можно
сказать, что все они использовали синестезию, которая явилась
характерным признаком "новой поэзии", проводниками которой они
считали себя и в системе которой было оправдано синкретическое
слияние чувств. Как известно, Андрей Белый считал, что "отсутствие
цветного слуха в художнике пера и кисти - изъян".
Он приводил в своем поэтическом творчестве яркие примеры
синестезии: "золотистый смех", "золотое небо криком остро взрежет
стриж, то змея червонным свистом развивается из легких трав в
лицо", "кузнечики назойливым трестом кидали в нас", "бархатный
бас", "серебряный звон" и т.д.
[3, 116].
К. Бальмонт, известный теоретик и практик синестетизма, считал, что
"слово есть чудо, а в чуде волшебно все, что его составляет" и что
"каждая буква есть волшебство, имеющее свою отдельную чару, и мы
это выражаем в отдельных словах"
[2, 53, 56].
Каждую букву он видит, слышит, чувствует.
Певец мгновений, К. Бальмонт стремился выражать то чувство в
стихотворении, которое владеет им в момент его написания; в другой
момент уже будет иное чувство, а следовательно, нужны будут и иные
средства их выражения.
Следует отметить, что при использовании синестетических образов он
часто теряет чувство меры. Среди примеров синестезий: "твой смех
прозвучал серебристый, нежней, чем серебряный звон", "светлый
голос мандолины, сладкой лаской прозвучал", "сладкий голос
мандолины", "красный цвет - горячий, голубой - холодный". "Красный
- все зовет на бой. Ум ласкает голубой", "зеленый звон " и т.д.
(интересно, что, переводя других авторов, он почти не вводит в
переводы синестетические образы).
Как было отмечено, А. Блок также использовал в своем творчестве
синестезию
[6, 7].
По нашим подсчетам, на первый и второй том его
"трилогии очеловечивания" падает большое количество синестезий, а
на третий том - всего несколько. Это уменьшение числа
цветозвуковых синестезий, цветоэмоциональных и вoобще цветовых
образов связано у поэта с определенной эволюцией его
мировоззрения.
В поэзии Брюсова синестетические образы в основном встречаются в
стихотворениях раннего периода. Так, для передачи сложных ощущений
В. Брюсов располагал не менее сложным арсеналом технических
приемов, куда входила и синестезия. Но менялась действительность,
менялось мировоззрение поэта. В. Брюсов сам говорил позднее, что
новое содержание жизни потребовало и новых форм языка, стиля,
метафор, нового ритма, нового стиха. Если в ранний период его
творчества еще можно встретить такие синестетические описания и
образы, как "В гармоний дали погасло безумие. Померкли аккорды
восторженных линий. И темные звуки спустились угрюмо, и выплыл
напев темно-синий" ("Сага"), "сладкий смех", "голубая тишина" и
т.д., то в зрелом периоде такого почти нет.
Изучая природу синестезии, цветного слуха, многие психологи
подчеркивают, что большое значение в создании аудиовизуальных
образов играет эмоциональный фактор, который они называют "законом
общего эмоционального знака". Сущность его сводится к тому, "что
впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е.
производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют
тенденции объединиться между собой, несмотря нa то, что никакой
связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не
существует налицо. Получается комбинированное произведение
воображения, в основе которого лежит общее чувство или общий
эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие
в связь"
[9, 145-146].
Таким же образом возникают и синестезии, как образ субъективного
переживания поэта, но в то же время имеющие объек - тивную
общезначимость. Причем большое значение в создании синестезии
имеет избирательный аспект восприятия. Являясь "нервным центром
мира" (В. Федоров), поэт испытывает большое влияние различных
стимулов (раздражителей), но в зависимости от психологического
склада (характера, воли,, темперамента, мироощущения) отбирает,
эстетически оценивает только небольшую часть этих стимулов, сводит
в единый образ природу, которая воплощается в звуках, красках,
запахах и т.д., и свое переживание для того, чтобы полнее выразить
затем свои чувства и адекватно передать их другому. Так, эмоции,
чувства, зависящие от внутреннего переживания, могут у поэтов
"окрашиваться" в разные цвета спектра: "розовые мечтания",
"красная тайна". Причем каждый светоцветовой эпитет передает
определенное состояние лирического героя, психологический рисунок
развития чувств. С другой стороны, эмоции и чувства могут
"звучать": "голос тоски", "поет мечта". Эмоция как бы растворяется
в едином образе, остается цвет и звук, создается единомоментный
эффект синестетизма. Например, голос "окрашивается" в цвет золота,
и возникает синестезия - метафора "прозвенел золотой голосок"
(А. Блок). Но, естественно, все эти образы не реальные, а
"метафорически домысливаемые" (Б. Галеев), плод творческого
воображения.
Таким образом, возникновение синестезии объясняется ассоциативным
мышлением человека. А формы ассоциаций и отноше - ний зависят от
эффективного фактора, от настроения.
"...Представления, сопровождающиеся одним и тем же эффективным
состоянием, - писал Т.Рибо, - имеют тенденцию ассоциироваться
после: аффективное сходство объединяет, связывает представления в
сущности различные и отдельные ... Два совершенно разнородных
ощущения (например, синий цвет и звук) могут уподобляться одно
другому вследствие общего отражения, которое они производят в
некоторых организмах; в этом случае эмоциональный фактор является
связью ассоциаций"
[9, 25].
Цвет (свет) может ассоциироваться не только со звуком, но и с
ощущениями вкуса, запаха, и даже с отвлеченными представлениями,
идеями, понятиями (дни, цифры, города и т.д.). То есть это, как и
синестезии, "не буквально соощущения, но сопредставления"
(Б. Галеев), возникающие также на базе эмоционального тона. Но чаще
встречаются, на что указывают многие исследователи (А. Бине
[5],
П. Соколов
[10],
Т. Рибо
[9],
М. Арнаудов
[1]
и др.), синестезии цвета и звука, так как они могут абстрагироваться
и существовать отдельно от своих носителей, в отличие от запахов и вкусов.
Анализ качества синестезии на основании поэзии взятых в данном
случае произвольно двух поэтов - А. Блока и К. Бальмонта - также
подтвердил, что синестезии звука и цвета встречаются намного чаще.
Приведем в качестве примера 63 синестезии:
Синестезии
|
У Блока
|
У Бальмонта
|
1. Звукоцветовая |
50
|
40
|
2. Цветозвуковая |
5
|
4
|
3. Звукотактильная |
4
|
7
|
4. Цветотактильная |
1
|
5
|
5. Тактильнозвуковая |
1
|
1
|
6. Обонятельнозвуковая |
0
|
1
|
7. Обонятельноцветовая |
0
|
1
|
8. Звуковкусовая |
2
|
4
|
Включателем ассоциаций является первое слово. Так, называя
синестезию "звукоцветовая", имеем в виду, что "окрашивается" звук
и т.д. Эти фактические данные еще раз подчеркивают, что зрение и
слух являются наиболее социально активными.
Синестезии иногда бывают построены по типу развернутой метафоры:
Белый, как белая птица, далеко
Мерит и выси и глуби - и вдруг
С первой стрелой, прилетевшей с востока,
Сонный в морях пробуждается звук (А. Блок).
Разнообразную окраску принимает у поэтов и "тишина". Здесь мы
имеем дело тоже с синестезией, так как тишина не безмолвие, а то,
что у музыкантов называется звучащей паузой: "лазурная тишина"
(А. Блок), "серебряные мысли тишины" (К. Бальмонт) и т.д.
Иногда в одном синестетическом образе сосредоточены звуковыe,
цветовые и синестетические ощущения: "Крики брошены горстями
золотых монет" и т.д. Следует отметить, что синестезия не чисто
технический прием в арсенале поэзии, а глубоко opгaнический
элемент всей архитектоники стиха. Естественно, чрезмерное
увлечение синестезией может свидетельствовать лишь о потере
художественного вкуса, чувства меры.
Синестезия так же, как и другие средства художественной
выразительности, способствует раскрытию мыслей и чувств поэта,
усиливает эмоционально-оценочную окраску речи, помогает найти
наиболее близкий путь к читателю. Она является одним из признаков
аксиологического аспекта отражения действительности. Синестезия в
творчестве советских писателей показывает на наличие "элемента"
романтизма в реалистическом произведении или романтических
тенденций.
___________________________________
1. А р н а у д о в М.
Психология литературного творчества. М., 1970.
2. Б а л ь м о н т К.
Поэзия как волшебство. М., 1916.
3. Б е л ы й А. Арабески. М., 1911.
4. Б е л ы й А. Мастерство
Гоголя. М. - Л., 1934.
5. Б и н е А. Вопрос о
цветном слухе. М., 1894.
6. Б л о к А. Собр.соч.,
в 8-ми т., т. 7. М. - Л., 1963.
7. Б л о к А. Собр.соч.,
в 6-ти т., т. 6. М., 1971.
8. Б л и н о в И.
Цветозвуковая синестезия в поэзии А. Блока. - В
кн.: Материалы III конференции "Свет и музыка". Казань, 1975.
9. Б л и н о в И. К
вопросу о синестезии в поэзии русских
поэтов-символистов. - В кн.: Всесоюзная школа молодых ученsх и
специалистов "Свет и музыка". Казань, 1979.
10. Н и г м а т у л л и н а Ю.
Роль аксиологического аспекта отражения действительности в романтическом
методе. - В кн.: Романтизм в русской и зарубежной литературе. Казань, 1974.
11. Р и б о Т. Опыт исследования
творческого воображения. СПб., 1901.
12. С о к о л о в П.
Факты и теория цветного слуха. - "Вопросы философии и психологии", 1897,
N 37-38.
Опубликовано в кн.: Проблема комплексности
изучения художественного творчества. - Казань: Изд-во КГУ, 1980, с.119-124.