Тематика данного исследования является продолжением изысканий,
начатых казанскими исследователями (тогда еще СКБ "Прометей"), 30-35
лет назад. В ходе изучения феномена "цветного слуха" - частного случая
синестезии и её проявлений в речи и музыке - была составлена анкета,
разосланная членам всех творческих союзов СССР - всего около 25000
человек! Тогда это событие вызвало большой интерес среди музыкальной
общественности.
В 2001 году нами (уже СНИИ "Прометей") был произведен
аналогичный опрос среди членов Союза композиторов России,
насчитывающий по справочнику 1995 года 1200 человек. Данная анкета
составлена была уже более детально и сложнее, с учетом данных,
полученных в результате первого анкетирования. Содержание, методика
опроса, а также его направленность были заданы профессором Б.Галеевым
и доцентом И.Ванечкиной, статистическая обработка материала проведена
А.Овсянниковым. Было разослано 1160 анкет, на которые ответили 106
реципиентов, т.е. около 10 % опрашиваемых. Кстати, процент активных
участников тот же, как и тридцать лет назад, что при пассивном
дистанционном анкетном исследовании вполне приемлемо.
Для конкретизации предмета нашего исследования и самого понятия
синестезия, "цветного слуха", приведем здесь пояснительную информацию
из вступления к самой анкете:
Итак, к "цветному слуху" относят, к примеру, "окрашивание"
гласных, тембров, тональностей, гармоний и т.д. Более широкое понятие -
"слухозрительная синестезия" - относится к случаям "видения" светлоты,
размера, пластики звучаний, мелодий, громкостной динамики,
орнаментики, ритмической структуры, общей архитектоники, формы
произведения и т.д. Синестетическая способность проявляется с разной
силой и в разной форме. Ею практически обладает каждый - обратите
внимание на любой музыковедческий текст: кроме слов "громкий",
"тихий" и звукоподражательных описаний практически все образно-
чувственные характеристики музыкальных звучаний - из словаря иных
ощущений (острый звук, тембровые краски, тональный колорит,
мелодический рисунок, матовый тембр, пряный аккорд, светлый регистр,
тяжелый рок и т.д.). Это тоже относят к проявлениям синестезии, вполне
резонно полагая, что программная, изобразительная музыка, например,
вообще невозможна вне подобной способности.
Мы благодарны тем, кто откликнулся тогда на нашу, быть может,
еще простенькую анкету. Как бы то ни было, результаты прошлого опроса
в значительной степени определили уверенность в наших выводах
относительно синестезии и ее функций в искусстве, конкретно, в
светомузыке (см. наши статьи "Цветной слух", "Цветомузыка" в БСЭ, 3
изд.; "Цветной слух" и "Светомузыка" в шеститомной Муз.энциклопедии и
в однотомном Муз.энц.словаре; "Светомузыка" в Энц. словаре юного
музыканта, 1985; "Светомузыка" и "Синестезия" в сл. "Эстетика", 1989; см.
также раздел "Синестезия" в нашем интернетовском сайте
(http://prometheus.kai.ru).
Как показывает мировой опыт, актуальность проблемы сегодня стала
еще очевидней - прежде всего, с увеличением внимания к
закономерностям синтеза в новых формах мульти-медиа - и мы решились,
несмотря на казалось бы "неподходящие" для этого времена, повторить
наш опрос с более подробной анкетой. Хотим особо предупредить, что
наши цели отнюдь не связаны с претензиями "рецептуализации"
творчества. Но, как утверждает теория искусства: "лучше знать, чем не
знать".
Собственно сама анкета начинается с вопросов о наиболее частых
сопоставлениях звучащего материала с иномодальными чувственными
воздействиями. Отдельно задается вопрос о возможном механизме
возникновения синестезий (тоже с многовариантным выбором), а также о
предполагаемой природе синестезии ("цветного слуха"). Акцентируются
случаи "цветного слуха" и "цветовой символизации" относительно других
невизуальных явлений и понятий. В данной публикации мы помещаем
полученные ответы, расположив их уже в иерархическом порядке (с
максимальных и далее, в порядке убывания). Отметим, что сумма
процентов не всегда равна 100, ввиду того, что многие соглашались с
различными (не противоречащими, дополняющими) вариантами
предлагаемых ответов, наоборот, или просто пропускали некоторые
варианты и вопросы.
1) Отмечена способность сопоставлять в своём сознании музыку, её
отдельные элементы, с другими чувственными впечатлениями:
- с визуальными - 79%
- с "гравитационными" - 45%
- с температурными - 28%
- с осязательными - 23%
- с вкусовыми - 13%
- с обонятельными - 12%
2) Синестезии возникают:
- как мыслимый образ, представление - 54%
- непроизвольно - 50%
- как реальное "соощущение" - 23%
- всегда - 9%
- при усилии воли-3%
3) Связываются в сознании:
- цвет и тональность - 67%
- цвет и тембр - 49%
- цвет и регистр - 41%
- музыка и абстрактные, беспредметные образы - 40%
- цвет и эмоция - 39%
- цвет и аккорд - 35%
- цвет и тон, отдельный звук - 26%
- музыка и пластика, графические образы - 26%
- музыка и конкретные, реалистические образы - 24%
- цвет и произведение (конкретное сочинение) - 22%
- цвет и композитор (всё его творчество) - 19%
- цвет и гласные - 14%
- цвет и день недели - 12%
4) Природа "цветного слуха" и шире синестезии это есть:
- проявление воображения - 47%
- врождённая способность человека - 43%
- проявление метафорического мышления - 23%
- продукт культуры - 20%
- способность, присущая в какой-то степени всем - 19%
- феномен физической природы - 18%
- чудесное, но непознаваемое свойство психики - 17%
- благоприобретённая способность - 12%
- способность, присущая уникумам - 12%
- случайные "выбросы" изменённых форм сознания - 5%
- просто аналогия ментального происхождения - 3%
- биологическая, либо психическая аномалия - 1%
- атавизм психики - 1%
Большая часть анкеты была составлена по матричному принципу и
включала таблицы-соответствия типа "цвет-эмоция", "цвет-тональность" и
"цвет-тембр". В них, при нахождении соответствий, например, между
э м о ц и е й и
ц в е т о м
на пересечении соответствующей строки и
столбца предлагалось ставить знак(+). И во всех анкетах, если выбор
раздваивался или требовал уточнения, можно было отметить знаком(+) два
или три соответствия. Приведем одну из таблиц "цвет - эмоция" в том
виде, в котором она помещалась в анкете, только уже не со знаками(+), а с
подсчетом конечных результатов её заполнения всеми реципиентами (в
процентах).
Соответствия "цвет-эмоция"
Для облегчения восприятия полученных результатов мы выписали из
всех таблиц ответы-предпочтения в порядке убывания процентов
встречаемости, включив только три-четыре самые наибольшие показатели
предпочтений:
восторг: золотистый - 26,25%, оранжевый - 25%, красный - 22,5%,
светлый - 15%
радость: золотистый - 25%, красный - 20%, светлый - 20%,
оранжевый - 17,5%
удивление: желтый - 10%, зеленый - 10%, фиолетовый - 8,7%, светлый
- 8,7%, серебристый - 8,7%
любопытство: зеленый - 11,25%, светлый - 8,7%, серебристый - 8,7%,
оранжевый - 7,5%
недоумение: зеленый - 7,5%, фиолетовый - 7,5%, коричневый - 7,5%,
серый - 6,25%
скука: серый - 51,25%, синий - 10%, коричневый - 10%, темный - 10%
огорчение: темный - 21,25%, серый - 17,5%, коричневый - 11,25%
зависть: темный - 13,25%, фиолетовый - 8,75, коричневый - 8,75%,
черный - 7,5%
страх: страх - 35%, темный - 22,5%, красный - 8,75%, белый - 8,75%,
серый - 8,75%
гнев: красный - 27,5%, темный - 27,5%, черный - 17,5%, пурпурный -
15%
Соответствия "Цвет-тембр"
флейта: серебристый - 33,3%, голубой - 26,6%, светлый - 26,6%,
белый - 17,3%
кларнет: синий - 14,6%, зеленый - 13,3%, голубой - 12%, светлый -
9,3%, темный - 9,3%
труба: золотистый - 26,6%, красный - 21,3%, оранжевый - 20%,
серебристый - 16%
саксофон: оранжевый - 13,35, синий - 12%, голубой - 10,6%,
фиолетовый - 10,6%
тарелки: золотистый - 28%, серебристый - 18,6%, светлый - 13,3%,
оранжевый - 12%
барабан: черный - 18,6%, темный - 17,3%, серый - 10,6%, коричневый
- 9,3%
колокольчики: серебристый - 57,3%, светлый - 20%, золотистый -
17,3%, голубой - 6,6%
арфа: серебристый - 22,6%, голубой - 17,3%, золотистый - 17,3%,
светлый - 12%
гитара: зеленый - 17,3%, желтый - 14,6%, светлый - 8%, синий - 6%,
серый - 6%
орган: пурпурный - 16%, фиолетовый - 14,6%, темный - 10,6%,
красный - 8%
фортепиано: белый - 32%, черный - 10,6%, голубой - 8%
скрипка: золотистый - 17,3%, желтый - 14,6%, голубой - 12%,
оранжевый - 9,3%
виолончель: фиолетовый - 12%, зеленый - 6,6%, синий - 6,6%, красный
- 5,3%
контрабас: темный - 33,3%, коричневый - 24%, черный - 21,3%,
фиолетовый - 8%, красный - 5,3%, синий - 5,3%, серый - 5,3%
Соответствия "цвет-тональность"
Вначале рассмотрим мажорные тональности:
До мажор: белый 68,9%, светлый 14,8%, красный 5,4%, жёлтый,
золотистый 4%
Соль мажор: зелёный, голубой 21,6%, жёлтый, светлый 16,2%,
оранжевый 12,8%
Ре мажор: жёлтый 16,2%, оранжевый 13,5%, красный 12,1%, зелёный,
светлый 10,8%
Ля мажор: красный 16,2%, зелёный 14,8%, оранжевый 13,5%, жёлтый
12,1%
Ми мажор: синий, светлый 12,1%, жёлтый, голубой 10,8%
Си мажор: синий 10,8%, фиолетовый, пурпурный, коричневый,
тёмный 8,1%
Фа диез мажор: фиолетовый 16,2%, пурпурный 12,1%, красный
10,8%, оранжевый, коричневый, тёмный 6,7%
Ре бемоль мажор: пурпурный 14,8%, тёмный 10,8, голубой,
серебристый 9,4%
Ля бемоль мажор: золотистый 14,8%, зелёный 9,4, оранжевый,
жёлтый 8,1%
Ми бемоль мажор: серебристый 12,1%, зелёный, синий 9,4%,
оранжевый, жёлтый, светлый 8,1%
Си бемоль мажор: светлый 12,1%, голубой, коричневый, золотистый
10,8%, синий 9,4%
Фа мажор: светлый 17,5%, зелёный, коричневый 12,1%
Интересно, что результаты некоторых ответов, конкретно, по цвето-
тональным соответствиям зачастую совпадают с выбором таких
композиторов как Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин,
Б. Асафьев: на 87,5 % Ре-мажор желтый, на 75% До-мажор белый,
Ми-мажор - синий в 75 %, что подтверждает некоторое единство
эмоционального восприятия тональностей и цвета.
Аналогичные данные по минорным тональностям:
до минор: тёмный 17,3%, чёрный 15,3%, синий 11,5%, красный,
голубой 7,6%
соль минор: зелёный 26,9%, тёмный 11,5%, жёлтый, голубой 5,7%
ре минор: серый, светлый, тёмный 13,4%, красный 9,6%, зелёный,
голубой 7,6%
ля минор: белый 11,5%, голубой, серый, светлый 9,6%, жёлтый,
зелёный, синий, фиолетовый 5,7%
ми минор: жёлтый, синий 13,4%, зелёный, светлый 11,5%, голубой,
тёмный 7,6%
си минор: тёмный 19,2%, чёрный 13,4%, светлый 9,6%, жёлтый,
зелёный, синий, серый, коричневый 7,6%
фа диез минор: фиолетовый 13,4%, красный 11,5%, коричневый 9,6%,
тёмный 7,6%
до диез минор: красный, синий, тёмный 13,4%, чёрный 9,6%,
пурпурный 7,6%
соль диез минор: тёмный 15,3%, зелёный 11,5%, пурпурный 9,6%,
синий 7,6%
ми бемоль минор: тёмный 23%, серый 15,3%, фиолетовый чёрный
7,6%
си бемоль минор: тёмный 17,3%, чёрный 15,3%, синий 11,5%,
коричневый 9,6%
фа минор: тёмный 13,4%, коричневый 9,6%, оранжевый, жёлтый,
зелёный, синий, серый, светлый 7,6%
Собраны также сведения о наличии у респондентов абсолютного
слуха, предполагая возможную детерминированность им яркости
"цветного слуха", о переносе цвета тональностей на соответствующие
аккорды и даже тоны (являющиеся тониками в данной тональности).
Статистический анализ лишь констатирует тенденцию, а более точные
выводы возможны лишь при дальнейших контактах с респондентами, а
пока мы имеем:
-
Ответьте, пожалуйста, обладаете ли Вы абсолютным слухом?
41,6% - да, 56,25% - нет
- Переносится ли цветовая "окраска" тональности на отдельный
тон (являющийся ее тоникой)?
28% - да, 56,25% - нет
- Переносится ли цветовая "окраска" тональностей на
соответствующее тоническое трезвучие (аккорд)?
57,2% - да, 25% - нет
- "Окрашиваются" ли в цвет тональности и другие ее аккорды?
25% - да, 52% - нет
- Различаются ли "цвета" энгармонически равных тональностей?
47,9% - да, 27% - нет
Получены ответы по синестетическому восприятию размера,
светлоты и остроты звуков разного регистра (расположенные на отдельной
странице анкеты). На первых трёх рисунках видно, что, как нами и
ожидалось, большинство сопоставляют большие, округлые и темные
фигуры с низкими звучаниями и, наоборот, а на рисунках 4, 5 и 6 разница
предпочтений заметно ослабевает.
(Верхние цифры означают наличие прямых (параллельных)
соответствий между фигурой и звуком, а нижние - перекрестных).
В следующем вопросе указания на соответствия "пластика -
мелодия" носили практически стопроцентное единодушие в ответах: марш
или "Танец с саблями" Хачатуряна сопоставлялся с остроугольной
фигурой, а вальс и "Элегия" Массне с округлой. Таким образом,
практически все ответили по ожидаемой синестезии:
В анкете наличествовала еще одна самая сложная таблица
соответствий: "музыка - видимый мир". Её заполнение вызвало немалые
трудности, т.к. ответы, увы, носили зачастую случайный характер,
изобличив её недоступность пониманию, видимо, ввиду сложности
формулировок. Поэтому анализировать её результаты оказалось
невозможным, и в приводимых данных по ней результирующего
материала нет, но, учитывая важность ожидаемых результатов (см. слова
С. Танеева), все-таки приводим полностью последнюю страницу анкеты
для знакомства с нею читателя:
Было бы интересно составить лексикон музыкальных приемов, которыми
композиторы пытаются изобразить предметы видимого мира.
С. Танеев
Соответствия "музыка - видимый мир"
Как вы уже убедились, "цветной слух" - это далеко не единственное
и не главное проявление так называемых синестезий (межчувственных, в
данном случае слухозрительных, соответствий). Существуют и другие
связи между музыкой, точнее, различными ее характеристиками, и
отдельными "параметрами" видимого мира. Эта анкета - самая сложная
для ответа, ибо музыка развивается во времени, а видимое существует и в
статическом (живопись), и в динамическом вариантах (танец, кино,
реальная жизнь). Чтобы исключить эти различия, мы остановились на
представлении всех динамических характеристик просто как парных
оппозиций. Поэтому анкету просим заполнять лишь после тщательного
знакомства с нею. При этом на одной строке или столбце возможно
появление нескольких знаков(+), но пусть Вас не смущает и то, если
таковых где-то вообще не удастся указать. Итак, последние вопросы:
Все анкеты требуют дальнейшей, тщательной доработки и
проработки с подробной перепиской с наиболее интересными
реципиентами из Союза композиторов РФ. Кроме того, в будущем
планируется провести подобный анкетный опрос с уточненными
вопросами среди музыкантов-студентов. Интересно было бы сравнить эти
результаты с уже полученными нами в других возрастных группах.
Опубликовано в сборнике материалов конференции молодых ученых и
аспирантов АН РТ "Молодежь и ее вклад в развитие современной науки".
- Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2002, с.97-105.