Исследователи синестезии и одного из её частных проявлений –
"цветного слуха" – неоднократно указывали на то, что изучение
этого явления требует, наряду с теоретическими предложениями,
накопления большого статистического материала. В этой связи, а
также в русле темы по педагогической науке "Воспитание учащейся
молодежи средствами лингвомузыкальной синестезии" нами был
проведен анкетный опрос, целью которого явилось выявление
закономерностей этого феномена. В нем приняли участие учащиеся
седьмых классов гимназии № 3 и школы-лицея при консерватории,
студенты второго курса музыкального факультета педагогического
университета и консерватории, а также солисты ансамбля скрипачей
"Рух" и оркестранты Казанского Театра оперы и балета им.
М. Джалиля. Таким образом, на сегодняшний момент в архиве
исследования имеются результаты опроса около 134 чел.(из них 110
музыкантов).
Но, прежде чем перейти к рассмотрению полученных нами данных,
необходимо отметить, что подобные исследования молодежной
аудитории стали проводиться в Казани уже почти двадцать лет
назад на базе СКБ "Прометей". В ходе проводимых экспериментов
И. Трофимовой было опрошено около 400 чел. Анкеты матричного типа
должны были помочь выявить закономерности не только "цветного
слуха", но и "цветового мышления". Они включали в себя следующие
сопоставления: "цвет – цифра", "цвет – месяц",
"цвет – эмоция", "цвет – день недели",
"цвет – гласная", "цвет – тембр". Первые
четыре анкеты имели отношение к "цветовому мышлению", остальные
– к "цветному слуху" [1, с.54].
Данная анкета была расширена нами с шести до восьми таблиц
(с добавлением ассоциаций "цвет – тональность" и
"музыка – видимый мир").
Итак, каждая из восьми таблиц-анкет была посвящена отдельным
соответствиям цвета и слышимого, а также видимого мира и музыки.
При их заполнении участникам предлагалось в случае нахождения
аналогий между перечисленными феноменами на пересечении
соответствующих строчек и столбцов ставить знак "+", а в случае
раздвоенности выбора два знака "+" в разных клетках(см.,
например, табл. 1). При желании можно было дополнить шкалу
цветов, записав название любого отсутствующего в перечне цвета в
оставленном для этого пустом столбце. Особо оговаривалась
ситуация отсутствия ассоциаций при сопоставлении отдельных
явлений с убедительной просьбой в этом случае просто пропускать
соответствующий ряд. На заполнение всех таблиц отводилось в
общей сложности от 45 до 60 минут. Иногда, однако, по причине
большой занятости некоторых взрослых респондентов, анкеты
брались ими для доработки на дом, правда, после нашего
тщательного предварительного объяснения.
Таблица 1
Соответствия "цвет – тембр"
Таблица 2
Соответствия "цвет – тональность"
Здесь мы приводим результаты только по двум из анкет:
соответствиям "цвет – тембр" и "цвет – тональность".
В табл. 1 и 2 в каждой клетке на пересечении соответствующей
строчки и столбца (слышимых и видимых явлений) вместо знаков "+"
приводятся две цифры, где верхняя обозначает общее количество
этих знаков, поставленных людьми с относительным слухом, а
нижняя – соответственно, с абсолютным.
Как показали итоги опроса, некоторые его участники, за
исключением музыкантов, имеют крайне узкий тембровый кругозор.
Это проявилось в том, что избираемые учащимися цвета нередко
связаны скорее с внешней цветовой окраской самих инструментов,
нежели с синестетической оценкой их звучания. Очевидно также,
что среди цветовых характеристик некоторых инструментов не
наблюдается никаких колористических предпочтений (см. окраску
гитары и кларнета). Но, как видно по табл. 1, иногда все же имеют
место явные цветовые предпочтения в окраске тембров (см. пример
колокольчиков, арфы, трубы, саксофона, флейты и др.). А если
сделать более общий вывод, как и в исследовании И. Трофимовой, у
нас проявилась та закономерность, что инструменты с более
высоким звучанием имеют преимущественно светлые цвета, и
наоборот. В табл. 3 выписаны самые часто встречающиеся
синестетические сравнения тембров и цветов.
Для осмысления а, следовательно, и заполнения таблицы
соответствий "цвет – тональность" обязательным условием являлось
знание тональностей, их итальянских обозначений и т.д., поэтому
она предназначалась только для лиц с музыкальным образованием. В
ходе её обработки анкетируемым было предложено ответить на
вопрос об их музыкальном слухе. Таким образом, судя по
зафиксированным данным, из 110 участников опроса 82 имели
относительный и 28 абсолютный слух.
Здесь также очевидна явная полярность ладов (мажор и минор) по
контрасту: цвет-тьма. Имеются цветовые предпочтения относительно
некоторых тональностей (С–dur, D–dur) с близостью их к
цветотональным соответствиям Скрябина, Римского-Корсакова,
Асафьева [2, с.165].
А имеющийся резкий разброс цветовых
характеристик некоторых тональностей ("светлый", "темный" в
одном ряду), возможно, объясняется вмешательством внешних,
случайных причин (чернота клавишей, "густота" знаков альтерации
и т.д.).
Табл. 4 наглядно демонстрирует наиболее часто сопоставляемые
тональности и цвета.
Таблица 3
Цвето-тембровые предпочтения
Фортепиано |
Белый, черный, светлый, синий, коричневый |
Саксофон |
Золотистый, оранжевый, жёлтый |
Гитара |
Жёлтый, зеленый, голубой |
Флейта |
Серебристый, голубой, белый |
Кларнет |
Синий, коричневый, фиолетовый |
Барабан |
Черный, серый, тёмный |
Труба |
Красный, оранжевый, жёлтый, золотистый |
Виолончель |
Коричневый, фиолетовый, синий |
Скрипка |
Жёлтый, светлый, серебристый |
Арфа |
Голубой, золотистый, серебристый |
Колокольчики |
Серебристый, золотистый, голубой |
Литавры |
Темный, черный |
Контрабас |
Коричневый, черный, тёмный |
Тарелки |
Золотистый, жёлтый, серебристый |
Таблица 4
Цвето-тональные предпочтения
C-dur |
белый, красный |
c-moll |
серый, темный |
D-dur |
желтый, оранжевый |
d-moll |
серый, зеленый |
E-dur |
зеленый, синий |
e-moll |
серый, голубой |
F-dur |
зеленый, голубой, фиолетовый |
f-moll |
синий, фиолетовый, темный |
G-dur |
красный, зеленый, светлый |
g-moll |
желтый, зеленый, темный |
A-dur |
оранжевый, желтый, красный, |
a-moll |
голубой, белый, светлый |
H-dur |
синий, светлый, темный |
h-moll |
серый, темный, черный |
Cis-dur |
светлый, оранжевый |
cis-moll |
темный, черный |
Es-dur |
голубой, синий, зеленый |
es-moll |
темный, фиолетовый |
Fis-dur |
фиолетовый, зеленый, оранжевый |
fis-moll |
темный, желтый |
As-dur |
оранжевый, голубой |
as-moll |
темный, оранжевый, пурпурный |
B-dur |
темный, черный, фиолетовый |
b-moll |
темный, черный |
___________________________________
1. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети
рисуют музыку. – Казань: Фэн, 2000.
2. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Поэма огня.
– Казань: Изд-во КГУ, 1981.
Работа выполнена в плане исследований по программе
"Университеты России".
Опубликовано в кн.: "Прометей-2000" (матер.межд. н.-практ.конф.,
2-6 окт.2000). - Казань, Фэн, 2000, с.107-113.