для просмотра данного сайта разрешение экрана желательно 1024 на 768 точек
   
АНКЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ "ЦВЕТНОГО СЛУХА" И "ЦВЕТОВОГО МЫШЛЕНИЯ"

Овсянников А.А.

Исследователи синестезии и одного из её частных проявлений – "цветного слуха" – неоднократно указывали на то, что изучение этого явления требует, наряду с теоретическими предложениями, накопления большого статистического материала. В этой связи, а также в русле темы по педагогической науке "Воспитание учащейся молодежи средствами лингвомузыкальной синестезии" нами был проведен анкетный опрос, целью которого явилось выявление закономерностей этого феномена. В нем приняли участие учащиеся седьмых классов гимназии № 3 и школы-лицея при консерватории, студенты второго курса музыкального факультета педагогического университета и консерватории, а также солисты ансамбля скрипачей "Рух" и оркестранты Казанского Театра оперы и балета им. М. Джалиля. Таким образом, на сегодняшний момент в архиве исследования имеются результаты опроса около 134 чел.(из них 110 музыкантов).

Но, прежде чем перейти к рассмотрению полученных нами данных, необходимо отметить, что подобные исследования молодежной аудитории стали проводиться в Казани уже почти двадцать лет назад на базе СКБ "Прометей". В ходе проводимых экспериментов И. Трофимовой было опрошено около 400 чел. Анкеты матричного типа должны были помочь выявить закономерности не только "цветного слуха", но и "цветового мышления". Они включали в себя следующие сопоставления: "цвет – цифра", "цвет – месяц", "цвет – эмоция", "цвет – день недели", "цвет – гласная", "цвет – тембр". Первые четыре анкеты имели отношение к "цветовому мышлению", остальные – к "цветному слуху" [1, с.54]. Данная анкета была расширена нами с шести до восьми таблиц (с добавлением ассоциаций "цвет – тональность" и "музыка – видимый мир").

Итак, каждая из восьми таблиц-анкет была посвящена отдельным соответствиям цвета и слышимого, а также видимого мира и музыки. При их заполнении участникам предлагалось в случае нахождения аналогий между перечисленными феноменами на пересечении соответствующих строчек и столбцов ставить знак "+", а в случае раздвоенности выбора два знака "+" в разных клетках(см., например, табл. 1). При желании можно было дополнить шкалу цветов, записав название любого отсутствующего в перечне цвета в оставленном для этого пустом столбце. Особо оговаривалась ситуация отсутствия ассоциаций при сопоставлении отдельных явлений с убедительной просьбой в этом случае просто пропускать соответствующий ряд. На заполнение всех таблиц отводилось в общей сложности от 45 до 60 минут. Иногда, однако, по причине большой занятости некоторых взрослых респондентов, анкеты брались ими для доработки на дом, правда, после нашего тщательного предварительного объяснения.


Таблица 1
Соответствия "цвет – тембр"

ank-isl_1.gif (41,6kb)


Таблица 2
Соответствия "цвет – тональность"

ank-isl_2.gif (62,9kb)

Здесь мы приводим результаты только по двум из анкет: соответствиям "цвет – тембр" и "цвет – тональность". В табл. 1 и 2 в каждой клетке на пересечении соответствующей строчки и столбца (слышимых и видимых явлений) вместо знаков "+" приводятся две цифры, где верхняя обозначает общее количество этих знаков, поставленных людьми с относительным слухом, а нижняя – соответственно, с абсолютным.

Как показали итоги опроса, некоторые его участники, за исключением музыкантов, имеют крайне узкий тембровый кругозор. Это проявилось в том, что избираемые учащимися цвета нередко связаны скорее с внешней цветовой окраской самих инструментов, нежели с синестетической оценкой их звучания. Очевидно также, что среди цветовых характеристик некоторых инструментов не наблюдается никаких колористических предпочтений (см. окраску гитары и кларнета). Но, как видно по табл. 1, иногда все же имеют место явные цветовые предпочтения в окраске тембров (см. пример колокольчиков, арфы, трубы, саксофона, флейты и др.). А если сделать более общий вывод, как и в исследовании И. Трофимовой, у нас проявилась та закономерность, что инструменты с более высоким звучанием имеют преимущественно светлые цвета, и наоборот. В табл. 3 выписаны самые часто встречающиеся синестетические сравнения тембров и цветов.

Для осмысления а, следовательно, и заполнения таблицы соответствий "цвет – тональность" обязательным условием являлось знание тональностей, их итальянских обозначений и т.д., поэтому она предназначалась только для лиц с музыкальным образованием. В ходе её обработки анкетируемым было предложено ответить на вопрос об их музыкальном слухе. Таким образом, судя по зафиксированным данным, из 110 участников опроса 82 имели относительный и 28 абсолютный слух.

Здесь также очевидна явная полярность ладов (мажор и минор) по контрасту: цвет-тьма. Имеются цветовые предпочтения относительно некоторых тональностей (С–dur, D–dur) с близостью их к цветотональным соответствиям Скрябина, Римского-Корсакова, Асафьева [2, с.165]. А имеющийся резкий разброс цветовых характеристик некоторых тональностей ("светлый", "темный" в одном ряду), возможно, объясняется вмешательством внешних, случайных причин (чернота клавишей, "густота" знаков альтерации и т.д.).

Табл. 4 наглядно демонстрирует наиболее часто сопоставляемые тональности и цвета.


Таблица 3
Цвето-тембровые предпочтения

Фортепиано Белый, черный, светлый, синий, коричневый
Саксофон Золотистый, оранжевый, жёлтый
Гитара Жёлтый, зеленый, голубой
Флейта Серебристый, голубой, белый
Кларнет Синий, коричневый, фиолетовый
Барабан Черный, серый, тёмный
Труба Красный, оранжевый, жёлтый, золотистый
Виолончель Коричневый, фиолетовый, синий
Скрипка Жёлтый, светлый, серебристый
Арфа Голубой, золотистый, серебристый
Колокольчики Серебристый, золотистый, голубой
Литавры Темный, черный
Контрабас Коричневый, черный, тёмный
Тарелки Золотистый, жёлтый, серебристый


Таблица 4
Цвето-тональные предпочтения

C-dur белый, красный c-moll серый, темный
D-dur желтый, оранжевый d-moll серый, зеленый
E-dur зеленый, синий e-moll серый, голубой
F-dur зеленый, голубой, фиолетовый f-moll синий, фиолетовый, темный
G-dur красный, зеленый, светлый g-moll желтый, зеленый, темный
A-dur оранжевый, желтый, красный, a-moll голубой, белый, светлый
H-dur синий, светлый, темный h-moll серый, темный, черный
Cis-dur светлый, оранжевый cis-moll темный, черный
Es-dur голубой, синий, зеленый es-moll темный, фиолетовый
Fis-dur фиолетовый, зеленый, оранжевый fis-moll темный, желтый
As-dur оранжевый, голубой as-moll темный, оранжевый, пурпурный
B-dur темный, черный, фиолетовый b-moll темный, черный

___________________________________

1. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. – Казань: Фэн, 2000.

2. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Поэма огня. – Казань: Изд-во КГУ, 1981.


Работа выполнена в плане исследований по программе "Университеты России".


Опубликовано в кн.: "Прометей-2000" (матер.межд. н.-практ.конф., 2-6 окт.2000). - Казань, Фэн, 2000, с.107-113.

 
Copyright 2006. Institute “Prometheus” Home Institute “Prometheus” E-mail