для просмотра данного сайта разрешение экрана желательно 1024 на 768 точек
   
АНКЕТНЫЙ ОПРОС ПО ИЗУЧЕНИЮ "ЦВЕТНОГО СЛУХА" СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

И.А. Трофимова

Исследование закономерностей "цветного слуха" и "цветового мышления" (способности окрашивать гласные буквы, цифры, дни недели, тембры и пр.) у учащихся общеобразовательной школы имело целью получить достаточно достоверный материал для разработки принципов и методики анализа композиций музыкальной графики. Эксперименты проводились в школе N 116 г. Казани. Анкетированию подвергались учащиеся 4-10 классов, соответственно входящие в подростковую и юношескую группы (для младших школьников сам процесс заполнения анкеты оказался непосильным). Анкета включала в себя шесть таблиц: ассоциации "гласная буква - цвет", "месяц - цвет", "чувства - цвет", "день недели - цвет", "тембр - цвет", "цифры - цвет". Ее анализ показал, что причины возникновения цветовых ощущений различны и сложны по своей природе. Основным посредником в их образовании выступает эмоция.

Данные двух возрастных таблиц "чувства - цвет" весьма близки друг другу, что позволяет считать их дублирующими эксперимент. Некоторые различия в цветовых характеристиках связаны, по-видимому, с большим расположением младших школьников к хроматическим цветам (скука серого цвета у старшеклассников и зеленого у подростков).

Эмоция является связующим звеном в образовании цветовых ассоциаций дней недели: воскресенье на графике имеет пик в красном цвете (радость выходного дня и одновременно красный день календаря), понедельник же, напротив, черный у юношей и серый у подростков, что характеризуется оценкой начала учебной недели. В тех случаях, когда эмоциональная характеристика дня недели является индифферентной, может в какой-то мере проявить себя окраска названия дня по благозвучию. В оценке месяцев заметнее всего проявились связи с общими их пейзажно-цветовыми характеристиками: январь - острый пик белого цвета; февраль - резко выраженный серый; в марте имеет место явный разброс цветов, хотя все они относятся к ярким, красочным, что связано с пробуждением природы. В тех случаях, когда рассматриваются абстрактные понятия и когда нет посредника между этим понятием в цветом ("цифра - цвет"), наблюдается разброс и отсутствие определенных закономерностей в соответствиях. В окраске звуковых явлений (гласные и тембры) существует не которое различие. Окраска гласных в основном связана с названием цвета, где эти гласные находятся под ударением, а по фоническому качеству заметнее всего проявляется соотношение по светлоте. Эмоциональные соответствия связаны лишь с трудностью произношения некоторых гласных (ы, э). В окраске тембров резче проявляется непосредственное эмоциональное соответствие между ними и цветами, сочетаемое с явным фактом наличия светлотных соотношений между цветами разной насыщенности и звучаниями разных регистров. Низко звучащие тембры связывались учащимися с черным, серым, синим и красным цветом. Тембры высоких регистров - со светлыми цветами (голубой, желтый, белый).

Полученные результаты показали,, что для анализа музыкальной графики особенно пригодны данные таблиц "гласная буква - цвет", "эмоция - цвет", "тембры - цвет", и позволили приступить к эксперименту по рисованию музыки.

Исследование выполнялось в рамках дипломной работы (руководитедь И.Л. Ванечкина) и было удостоено диплома почета Минвуза СССР на Всесоюзном конкурсе студенческих работ 1977 г.


Опубликовано в кн.: Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка". Тез. докл. 24 - июня 4 июля 1979. - Казань: КАИ, 1979, с.99-100.

 
Copyright 2006. Institute “Prometheus” Home Institute “Prometheus” E-mail