Исследование закономерностей "цветного слуха" и "цветового мышления"
(способности окрашивать гласные буквы, цифры, дни недели, тембры и
пр.) у учащихся общеобразовательной школы имело целью получить
достаточно достоверный материал для разработки принципов и методики
анализа композиций музыкальной графики. Эксперименты проводились в
школе N 116 г. Казани. Анкетированию подвергались учащиеся 4-10
классов, соответственно входящие в подростковую и юношескую группы
(для младших школьников сам процесс заполнения анкеты оказался
непосильным). Анкета включала в себя шесть таблиц: ассоциации "гласная
буква - цвет", "месяц - цвет", "чувства - цвет",
"день недели - цвет",
"тембр - цвет", "цифры - цвет". Ее анализ показал, что причины
возникновения цветовых ощущений различны и сложны по своей природе.
Основным посредником в их образовании выступает эмоция.
Данные двух возрастных таблиц "чувства - цвет" весьма близки друг
другу, что позволяет считать их дублирующими эксперимент. Некоторые
различия в цветовых характеристиках связаны, по-видимому, с большим
расположением младших школьников к хроматическим цветам (скука серого
цвета у старшеклассников и зеленого у подростков).
Эмоция является связующим звеном в образовании цветовых ассоциаций
дней недели: воскресенье на графике имеет пик в красном цвете (радость
выходного дня и одновременно красный день календаря), понедельник же,
напротив, черный у юношей и серый у подростков, что характеризуется
оценкой начала учебной недели. В тех случаях, когда эмоциональная
характеристика дня недели является индифферентной, может в какой-то
мере проявить себя окраска названия дня по благозвучию. В оценке
месяцев заметнее всего проявились связи с общими их пейзажно-цветовыми
характеристиками: январь - острый пик белого цвета; февраль - резко
выраженный серый; в марте имеет место явный разброс цветов, хотя все
они относятся к ярким, красочным, что связано с пробуждением природы.
В тех случаях, когда рассматриваются абстрактные понятия и когда нет
посредника между этим понятием в цветом ("цифра - цвет"), наблюдается
разброс и отсутствие определенных закономерностей в соответствиях. В
окраске звуковых явлений (гласные и тембры) существует не которое
различие. Окраска гласных в основном связана с названием цвета, где
эти гласные находятся под ударением, а по фоническому качеству
заметнее всего проявляется соотношение по светлоте. Эмоциональные
соответствия связаны лишь с трудностью произношения некоторых гласных
(ы, э). В окраске тембров резче проявляется непосредственное
эмоциональное соответствие между ними и цветами, сочетаемое с явным
фактом наличия светлотных соотношений между цветами разной
насыщенности и звучаниями разных регистров. Низко звучащие тембры
связывались учащимися с черным, серым, синим и красным цветом. Тембры
высоких регистров - со светлыми цветами (голубой, желтый, белый).
Полученные результаты показали,, что для анализа музыкальной графики
особенно пригодны данные таблиц "гласная буква - цвет",
"эмоция - цвет", "тембры - цвет", и позволили
приступить к эксперименту по рисованию музыки.
Исследование выполнялось в рамках дипломной работы (руководитедь
И.Л. Ванечкина) и было удостоено диплома почета Минвуза СССР на
Всесоюзном конкурсе студенческих работ 1977 г.
Опубликовано в кн.: Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов
"Свет и музыка". Тез. докл. 24 - июня 4 июля 1979. - Казань: КАИ,
1979, с.99-100.