В Императорском Казанском университете в начале этого века
работал профессор А.Ф. Самойлов (1867-1930). Выдающийся физиолог,
он получил мировую известность своими опытами по
электрокардиографии сердца. Особое признание он имел в Советской
России, став первым в стране Лауреатом Ленинской премии (1930).
Но до сих пор мало кто знает, к сожалению, о его работах в
музыкальной теории - даже на родине. Одна из них была посвящена
гармонии русского композитора Скрябина (сб. "Мелос", 1918,
вып. 2), а другая статья называлась "Расположение музыкальных
интервалов на линии, на плоскости и в пространстве" ("Известия
Российской Академии Наук", 1919).
В своих попытках "привести в порядок" музыкальные тоны и
интервалы он исходит из того, что "рационально продуманная
система распределения однородных величин не только облегчает
запоминание и использование, но является совершенно
самостоятельным орудием исследований, ибо вскрывает не
замеченные раньше связи и отношения между распределяемыми
величинами, указывает новые точки зрения".
Исследуя структуру чистого гармонического строя в
музыкальной акустике, он приходит к мысли отобразить ее, эту
структуру, не в виде привычного линейного ряда (звукоряда), а в
виде кристалла, сопоставляя дискретные интервалы тонов с
дискретными расстояниями между узлами кристаллической решетки
(конкретно, разного рода октаэдров). В этом он видит наглядное
воплощение того, что музыкальные интервалы являются для слуха
самостоятельными раздражителями (в отличие от зрения, где все
попытки представить систему цветов в виде трехмерного тела
привели к построению объемов, имеющих сплошную, не дискретную
структуру).
Можно видеть, конечно, в этой гипотезе А.Ф. Самойлова
экзотический выплеск ума высоколобого эстета. Но напомним о том,
что еще до него к подобным сопоставлениям музыкальных строев с
кристаллами приходили V. Goldschmidt, К. Weiss в Германии, а затем
независимо от всех них - В.Вернадский в Советской России. Все
это заставляет нас внимательней отнестись в забытой идее
казанского ученого, которая позволит расширить диапазон
понимания подобия структур и находить общие закономерности в
природе разнородных и, казалось бы, несовместимых явлений, -
общие в том, что они, эти явления, основаны на дискретном
характере (временных либо пространственных) отношений.
___________________________________
Работа выполнена по гранту РГНФ по синестезии.
Опубликовано в кн.: Языки науки – языки
искусства (тез. конф.). – Суздаль, 2002, с.22