Теоретическая разработка проблемы синестезии в литературе, - в
частности, в отечественной, - естественный шаг к более полному
пониманию творчества К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока,
В. Брюсова и многих других поэтов и писателей. Синестезия занимала
особое место в эстетике и поэтике символизма. Поэзия была основным полем
творческих экспериментов и отражением философских поисков представителей
этого направления. Пристальное внимание уделялось и другим искусствам,
откуда поэты-символисты заимствовали формы и приемы, пытаясь
качественно обновить язык своей поэзии, выявить ранее неведомые
возможности слова. Важная роль в подобных экспериментах отводилась
музыке. Андрей Белый в статье "Формы искусства" писал: "Всякая форма
искусства имеет исходным пунктом действительность, а конечным -
музыку". Утверждая примат музыки над другими формами искусства, Белый
был убежден, что "формы искусства способны до некоторой степени
сливаться друг с другом, проникаться духом близлежащих форм", т.е.
декларировал синтез искусств, так сказать, под обязательной эгидой
музыки.
Одним из наиболее "музыкальных" поэтов того времени был К. Бальмонт. В
его стихотворном сборнике "Будем как Солнце" (1902) он пишет:
- "Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто."
Идеи музыкальности, объединяющей все сущее, наложили существенный
отпечаток и на язык самих стихов Бальмонта, и на весь арсенал его
поэтических приемов. Это проявляется, прежде всего, в звукописи
(вспомним "чуждый чарам черный челн"), а также на более сложном
уровне, в использовании разнообразных синестетических тропов (т.е.
тропов, основанных на межчувственных переносах). Мелодическое слияние
звуков, красок, ароматов в единое гармоническое ощущение мира владеет
поэтом еще на этапе создания ранних поэтических работ:
- "И я, как свет, вскормленный тучей,
Блистаю вспышкой золотой
И мне открыт аккорд певучий
Неумирающих созвучий,
Рожденных вечной Красотой."
Звуки окружающего мира - будь то шум, речь или музыка - рождают в
сознании поэта на первый взгляд странный межчувственный образ, внешне
парадоксальную ассоциацию - синестезию. Правда, у молодого Бальмонта
она еще не возводится в статус концепции. Поэтому в первых сборниках
стихов "Под Северным небом" (1894) и "В безбрежности" (1895) мы
найдем, в основном, простейшие синестетические обороты, точнее,
эпитеты типа "неясный звук" (свето-звуковая синестезия) или
"сладостный зов" (вкусозвуковая синестезия). По происхождению эти
межчувственные ассоциации близки языковым идиомам - "малиновый звон",
"кричащие краски" -и не носят заметной авторской печати.
Начиная с книги стихов "Тишина" (1898), положение меняется. Бальмонт,
восходящий к зениту поэтического мастерства, начинает больше внимания
уделять созданию нового, индивидуального языка. Синестетические
обороты становятся не только разнообразней, но и сложнее. Так, в
стихотворении "Прости" находим:
- "Перед ним виденья сокровенные
Вкруг него безбрежность светлых снов,
Легче тучек, светлые, мгновенные,
Легче грезы, музыка без слов".
Здесь мы уже имеем сложную развернутую метафору на базе соощущения
звука и света, сопредставления видимого и слышимого: "светлые сны" -"
музыка без слов". Интересно, что визуальный образ - "светлые сны" -
имеет не только звуковую , но и, так сказать, весовую характеристику.
(Поэт передает это ощущение сравнительными оборотами "легче тучек" и
"легче грезы".) Таким образом при помощи синестетического приема
Бальмонт создает сложный метафорический образ, сотканный из
визуального, слухового и осязательного ощущений.
Наиболее часты у Бальмонта зрительно-слуховые ассоциации ("донесся
откуда-то гаснущий звон" и т.д.). Окрашенный, освещенный звук -
характерный для его поэзии образ. При помощи цветовой (световой)
характеристики звука поэт добивается более эффектного, более точного
выражения владеющего им чувства:
- "Закрыв глаза, я слушаю безгласно,
Как гаснет шум смолкающего дня,
В моей душе торжественно и ясно..."
Гораздо реже у Бальмонта встречается обратная, слухо-зрительная
синестезия:
- "И нежный, как звон, Ботичелли.
Нежней, чем весною свирель."
Сравнение полотен известного художника с весенней свирелью звучит
неожиданно и ... в точку!
То значение, которое придает поэт "содружеству чувств" в своем
творчестве, проявляется в большом количестве синестетических
деклараций ("Аромат Солнца", "Аккорды", "Пять пещер"). Так, к примеру,
в стихотворении "Аромат Солнца", вслед за французским поэтом
Ш.Бодлером, написавшим программное синестетическое стихотворение
"Соответствия", Бальмонт провозглашает единство чувств и ощущений:
- "Запах Солнца? Что за вздор!
Нет не вздор.
В Солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы -
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор..."
Вряд ли подобная позиция была для автора лишь минутным позерством или
данью моде (хотя Бальмонт, надо признать, часто грешил и тем, и
другим). К началу ХХ века синестетизм восприятия стал уже
мировоззрением поэта. В одной из своих теоретических работ, "Светозвук
в природе и световая симфония Скрябина", Бальмонт утверждает:
"Творчески мыслящий и чувствующий художник... знает, что звуки светят,
а краски поют, и запахи влюбляются".
В стихотворениях сборников "Горящие здания" и "Только любовь" (1903),
помимо "традиционных" для Бальмонта синестезий со звуковой основой,
встречаются и другие, тактильно-зрительные ("рассвета голубого немой
холодный блеск", " бесплотные образы снов"). Вместе с расцветом
метафоризма наступает и "синестезический пик" в творчестве поэта.
Слухозрительная, у него, конкретно, - цвето-звуковая синестезия
сохраняет лидирующее положение в стихах. Подобная картина характерна
не только для Бальмонта, но и для многих его современников (Брюсов,
Блок). Связано это, видимо, с тем, что признаки цвета и звука способны
абстрагироваться от определяемых ими предметов в большей мере, чем
запахи и вкусы:
- "Звук арфы - серебристо-голубой.
Всклик скрипки - блеск алмаза хрусталистый,
Виолончели - мед густой и мглистый.
Рой красных струй, исторгнутых трубой."
Примерно в 1905 году (выход сборников "Литургия красоты" и "Фейные
сказки") намечается некоторый "декаданс" Бальмонта. Он все чаще
начинает повторяться, его новые стихи смахивают на перепевы старых,
теряют свою новизну и свежесть. Мощный поток самых разнообразных
тропов значительно мелеет. Не столь активно поэт пользуется теперь и
синестетическими образами, а после эмиграции (1920 г.) практически
исчезают и они.
Подобный путь эволюции метафоризма, а, значит, и синестезии в поэзии
Бальмонта закономерен. Многие поэты-символисты, да и вообще - поэты,
проходят этап "избыточного метафоризма" в своем творчестве, этап
поисков и экспериментов. Как правило, он совпадает с молодостью поэта,
ведь "игра словами - признак молодости" (А. Белый). Однако с годами
меняется и мировоззрение поэта, и язык его стихов. Автор отказывается
от всего броского, эффектного, неожиданного, его стиль становится
проще, средство создания образов - скупее. Синестезия как необычный на
сегодняшний день поэтический прием несет порою печать
экспериментаторства, формального поиска. Поэта зрелого обычно уже не
привлекает ни то, ни другое. Синестезия в стихах Бальмонта и его
современников-символистов - лишь грань их самобытного творчества. Но
яркость, своеобразие и значимость этого явления в эпоху Серебряного
века несомненны...
Опубликовано в журнале "День и Ночь", 1999, N5-6, с.221-222.