Целостен мир и целостна система полимодального чувственного
отражения этого мира. Целостность любой системы определяется
связями, существующими в ней. В полимодальной перцепции можно
выделить следующие системные связи, представленные здесь по
степени иерархичности:
1) совместное координированное действие органов чувств,
обеспечивающее разностороннее отражение действительности
(назовем его "синергией", что и означает взаимное действие)
(И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.).
2) ассоциативное взаимодействие (синестезия), отражение в
сознании связей, возникающих и выявляющихся в ходе
синергетического отражения целостного мира (как интермодальное
сопереживание, "сочувствование" моносенсорного перцептивного
акта) (И. Гердер, А. Веллек, Б. Галеев и др.).
3) взаимная сенсибилизация – изменение чувствительности
одного органа чувств при функционировании другого, – отражающая
опосредованную взаимоактивацию элементов системы через реакцию
среды (внешней или внутренней) (С.В. Кравков и др.).
Между отмеченными типами межчувственных взаимодействий
существует своя связь – они не просто сопутствуют, но
взаимообусловливают друг друга (т.е. связь эта, очевидно, тоже
системна). Судя по всему, именно ее наличием объясняется факт
терминологического смешения указанных типов взаимодействий (и их
проявлений в языке, в искусстве) – в различных вариантах у
разных исследователей (см.работы Т. Рибо, Г. Вернера, А. Мерриама,
В.И. Кауфмана, М. Маклюена и др.).
Наименее изученной является синестезия, более того, одним и
тем же термином определяется уже и норма, и аномальные формы
этого феномена. Не в нашей компетенции и не в наших целях
изучение природы этих аномалий. Нам важно здесь напомнить о том,
что асистемные связи неизбежны для любых сложных целостных
систем, находящихся в поле действия внешних и внутренних
флюктуаций. А в отношении исследуемой системы они могут
проявляться как отклонения от нормы применительно ко всем
отмеченным типам системообразующих взаимодействий: и в синергии,
и во взаимной сенсибилизации, и в синестезии, причем в двух
противоположных исходах – как запредельное их усиление либо
ослабление. В первом случае перцептивная система лишается
свойств целостности, во втором – качественной разнородности
структуры (т.е. в обоих случаях перестает выполнять функции
адекватного отражения действительности).
Аномальное ослабление, отсутствие системных связей должно
отвечать ухудшению способности воспринимать метафоры, в том
числе синестетические (отмечено в психопатологии, см. у
В.В.Налимова). Зато аномальное их усиление приводит к
бессмысленной подмене синергии синхронным появлением реальных
соощущений. Таковые наблюдаются, если нарушены существенные
контакты со средой (информационные, энергетические и т.д.) и
искажены функциональные связи между элементами системы, что
определяет существование "измененных форм сознания"
(наркотическая стимуляция связей, сенсорная изоляция,
гипнотическая медитация с самоизоляцией личности и т.д.)
(О. Хаксли и др.). Они вполне закономерно сопровождаются
чрезмерным усилением межчувственных взаимодействий, включая и
возникновение клинических синестезий.
Асистемные связи следует отличать от системных, поскольку
они не могут считаться проявлением сущности человека, его
психики. Иначе, как можно судить по психологической литературе,
отечественной и зарубежной, затруднения начинаются в самой
классификации состава системы по модальным признакам – при
однопорядковом рассмотрении ощущений и синестезии, понимаемой
буквально как "соощущение" (А.Р. Лурия).
Итак, даже наиболее очевидная форма взаимодействия –
синергия – начала планомерно изучаться лишь в последнем
столетии, а как системная связь, в совокупности с другими ее
формами, она еще ждет своего исследователя. Кооперация чувств не
только мистифицировалась некоторыми психологическими учениями
(ассоцианизма, гештальта и т.д.), но просто исключалась в
позициях идеалистической философии, идущих от Д. Беркли, который
настаивал на отсутствии всяких связей в чувственном восприятии,
ибо это естественно вынуждало бы признать их обусловленность
целостным миром.
И вполне закономерным было для его "последователей", которые
сводили объективный чувственно-вещественный мир к "комплексу
ощущений", включить в этот комплекс реальные "соощущения", не
имеющие никакой гносеологической соотнесенности с внешним миром.
Да и вульгарно-материалистическая психология рубежа XIX-ХХ вв.,
зараженная позитивизмом, испытала очевидную растерянность перед
такой сложной системной связью как синестезия. Новый всплеск
позитивизма обнаруживается сейчас, когда даже художественные
синестетические аналогии пытаются редуцировать до уровня
нейробиологических феноменов.
___________________________________
Работа выполнена в плане исследований по гранту РГНФ (02-06-00102 а).
Опубликовано в кн.: Динамика и развитие иерархических
(многоуровневых) систем: Науч. труды и материалы конф. – Казань:
КГПУ, 2003, с.167-169.